Жертва за Грех Библейский словарь В.П.Вихлянцева


Жертва за грех и \\жертва повинности\\ (Лев 4-6.7,25-30; 7.1-7) - это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Левит 4:27) (см. умышленно), совершивший же преступление "дерзкою рукою" должен был быть истреблен из народа (Числа 15:27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (К Евреям 10:1-4:11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев 7.7; 10.16-17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (Левит 4:all). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Левит 8:14-17) и очищении (Левит 9:6-11:15-16), после родов (Левит 12:8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Левит 14:10-32), при очищении от нечистоты (Левит 15:15:30), в случае прелюбодеяния с рабой (Левит 19:20-22), в назорействе (Числа 6:10-12:14), при посвящении левитов (Числа 8:8:12), за ошибку общества (Числа 15:22-26), за ошибку отдельного человека (Числа 15:27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (Числа 19:9).
Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва - овен посвящения (Левит 8:22-36) и приношения: хлебное, ревнования (Числа 5:15), десятина и возлияние.
Все приносимое и посвящаемое - все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Левит 17:8-9) и ни в коем случае не дома (Второзаконие 12:17-18:26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Второзаконие 15:19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Второзаконие 12:27).
Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев 9.15-17; 4Цар 3.20).
Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Левит 22:18-22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Левит 22:24-25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Левит 22:23).
Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев 17.1-9; Втор 32.15-17; 1Кор 10.20). (См. также возношение, потрясание, праздники)