Храм Библейский словарь В.П.Вихлянцева


храм - центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3-я Царств 5:5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2-я Паралипоменон 3:1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаан-ской земле.
Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Цар 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (Откровение 21:22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Цар 6.5,17,22; 2-я Паралипоменон 3:13) и все здание целиком (3Цар 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (От Луки 19:45:47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного - см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
См. статью 04363 (\\Храм Соломона\\), 04364 (\\Храм Зоровавеля\\), 04365 (\\ Храм Ирода\\), 04366 (\\Храм Иезекииля\\).

Храм Соломона\\
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Ездра 3:12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Цар 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней - см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Цар 6; 7.15-51; 2-я Паралипоменон 3:1- 5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора - глубиной 5м, средней части - глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира) - глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4 - 60м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Цар 7.15; 4Цар 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2-я Паралипоменон 3:15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3-я Царств 6:9:15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3-я Царств 6:4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3-я Царств 6:22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть - "горницы") (2-я Паралипоменон 3:4:9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2-я Паралипоменон 3:8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3-я Царств 6:29) и драгоценные камни (2-я Паралипоменон 3:6).
Непосредственно к храму прилегал "священнический двор", а вокруг него был "большой двор" (2-я Паралипоменон 4:9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар 6.36; Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
o верхние (возможно, выходящие на север) (4Цар 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Цар 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5 - Иесод),
o внутренние (Иезекииль 8:3:14) (возможно, предыдущие),
o восточные (Нее 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19 - сынов народа),
o Гаммифкад (Неемия 3:31),
o жертвенника (Иезекииль 8:5),
o новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),
o северные (Иеремия 8:14) (возможно, верхние),
o третий вход (Иеремия 38:14),
o Шаллехет (1-я Паралипоменон 26:16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2-я Паралипоменон 4:1).
Храм строился 7,5 лет (3-я Царств 6:1:38) и был освящен около 962 г. до РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3-я Царств 14:26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3-я Царств 15:18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4-я Царств 14:14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4-я Царств 16:8), а за ним - Езекия (4-я Царств 18:15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4-я Царств 21:5:7:11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4-я Царств 24:13), а при втором (в 586 г. до РХ) - полностью разрушил его и сжег (4-я Царств 25:9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).
04364
\\Храм Зоровавеля\\
В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Ездра 1:1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Ездра 3:2), а затем приступил и к восстановлению храма (Ездра 3:8). Однако, работы эти вскоре остановились (Ездра 4:21), но, возможно, не полностью (Ездра 5:16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Ездра 6:15).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Ездра 6:3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Аггей 2:3). В Мишне - одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Аггей 2:9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.
04365
\\Храм Ирода\\
Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (От Иоанна 2:20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мр 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков - царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 "крыло храма".
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деяния 3:2:10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мр 11.16), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (От Матфея 21:13) храм как и предсказал Господь (От Луки 13:2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г. - мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)
04366
\\Храм Иезекииля\\
В
Храм Соломона">Иез 40$ - 43$


Храм Соломона
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Ездра 3:12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Цар 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней - см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Цар 6; 7.15-51; 2-я Паралипоменон 3:1- 5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора - глубиной 5м, средней части - глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира) - глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4 - 60м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Цар 7.15; 4Цар 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2-я Паралипоменон 3:15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3-я Царств 6:9:15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3-я Царств 6:4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3-я Царств 6:22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть - "горницы") (2-я Паралипоменон 3:4:9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2-я Паралипоменон 3:8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3-я Царств 6:29) и драгоценные камни (2-я Паралипоменон 3:6).
Непосредственно к храму прилегал "священнический двор", а вокруг него был "большой двор" (2-я Паралипоменон 4:9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Цар 6.36; Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
o верхние (возможно, выходящие на север) (4Цар 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Цар 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5 - Иесод),
o внутренние (Иезекииль 8:3:14) (возможно, предыдущие),
o восточные (Нее 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19 - сынов народа),
o Гаммифкад (Неемия 3:31),
o жертвенника (Иезекииль 8:5),
o новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),
o северные (Иеремия 8:14) (возможно, верхние),
o третий вход (Иеремия 38:14),
o Шаллехет (1-я Паралипоменон 26:16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2-я Паралипоменон 4:1).
Храм строился 7,5 лет (3-я Царств 6:1:38) и был освящен около 962 г. до РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3-я Царств 14:26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3-я Царств 15:18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4-я Царств 14:14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4-я Царств 16:8), а за ним - Езекия (4-я Царств 18:15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4-я Царств 21:5:7:11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4-я Царств 24:13), а при втором (в 586 г. до РХ) - полностью разрушил его и сжег (4-я Царств 25:9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).
04364
\\Храм Зоровавеля\\
В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Ездра 1:1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Ездра 3:2), а затем приступил и к восстановлению храма (Ездра 3:8). Однако, работы эти вскоре остановились (Ездра 4:21), но, возможно, не полностью (Ездра 5:16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Ездра 6:15).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Ездра 6:3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Аггей 2:3). В Мишне - одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Аггей 2:9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.
04365
\\Храм Ирода\\
Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (От Иоанна 2:20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мр 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков - царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 "крыло храма".
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деяния 3:2:10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мр 11.16), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (От Матфея 21:13) храм как и предсказал Господь (От Луки 13:2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г. - мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)
04366
\\Храм Иезекииля\\
В описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.
Этот храм - величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Иезекииль 4043:all
описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.
Этот храм - величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (#Ин 4.21-24\\). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (Откровение 21:22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иезекииль 43:7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.