Ворота Библейский словарь В.П.Вихлянцева


ворота - в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Втор 17.5,8; Руф 4.1; 3Цар 22.10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение "врата ада" (От Матфея 16:18) нужно понимать как "вся сила и совет ада".
Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Нее 3$ и Нее 12$ (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):
o Овечьи (Нее 3.1,32; 12.39),
o Рыбные (2Пар 33.14; Нее 3.3; 12.39; Соф 1.10),
o Старые (Нее 3.6; 12.39),
o Ефремовы (4Цар 14.13; 2Пар 25.23; Нее 8.16; 12.39),
o Долины (2Пар 26.9; Нее 2.13; 3.13),
o Навозные (Нее 2.13; 3.13,14; 12.31) (в Иер 19.2 названы Харшиф),
o Источника (Нее 2.14; 3.15; 12.37),
o Водяные (Нее 3.26; 8.1,3,16; 12.27),
o Темничные (Неемия 12:39),
o угольные (угловые) (4Цар 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Захария 14:10).
В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.
Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:
а) царского дворца -
o Вениаминовы (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Захария 14:10),
o конские (4Цар 11.16; 2Пар 23.15; Нее 3.28; Иер 31.40),
б) неизвестного положения -
o Гаммифкад (Неемия 3:31),
o городские (4-я Царств 23:8),
o Иисуса градоначальника (4-я Царств 23:8),
o первые (Захария 14:10),
o средние (Иеремия 39:3),
o телохранителей (4-я Царств 11:6:19).
В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2:6). (См. также храм)