Три (третий) Библейский словарь В.П.Вихлянцева


три (третий) - количество сынов Ноя (Бытие 6:10),
возраст жертв (Бытие 15:9),
число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх 2.2; Деян 7.20; Евр 11.23),
количество дней пути (Исход 3:18),
род, до которого Господь наказывает (Исх 20.5; Чис 14.18; Втор 5.9),
число необходимых вещей для женщины (Исход 21:10-11),
число главных праздников в году (Исх 23.14,17; 34.23; Втор 16.16; 3Цар 9.25; 2Пар 8.13),
число ветвей светильника с одной стороны (Исход 25:32),
число тысяч павших (Исход 32:28),
число завес (Исход 40:3:5:8),
число лет собирания урожая (Левит 19:23),
число благословений (Числа 6:24-26),
число побоев, после которого ослица заговорила (Числа 22:28),
число городов убежищ по каждую сторону Иордана (Втор 4.41; 19.2-3),
год отделения десятин левиту (Второзаконие 14:28),
максимальное число свидетелей (Второзаконие 17:6),
поколение идумеянина и египтянина, которое может войти в общество Господне (Второзаконие 23:8),
число тысяч народа (Нав 7.4; Суд 15.11; 16.27; 1Цар 13.1; 24.3; 26.2),
число обращений Господа к отроку Самуилу, которые он не понял (1-я Царств 3:8),
число людей, козлят и хлебов (1-я Царств 10:3),
число сыновей Иессея, ушедших на войну (1-я Царств 17:13),
число поклонов (1-я Царств 20:41),
число тысяч овец (1-я Царств 25:2),
число погибших сыновей Саула (1-я Царств 31:6),
число сыновей Авессалома (2-я Царств 14:27),
число лет голода (2-я Царств 21:2),
число самых приближенных воинов Давида (см.) (2-я Царств 23:8:13),
число наказаний (2-я Царств 24:12-13),
время жизни Семея в Иерусалиме (3-я Царств 2:39),
число частей храма: притвор, Святое и Святое-святых (3-я Царств 6:2-3:16-17),
число рядов (3Цар 6.36; 7.3,4; Езд 6.4),
число волов на каждой стороне (3-я Царств 7:25),
время плавания (3-я Царств 10:22),
число распростертий (3-я Царств 17:21),
число повторений (3-я Царств 18:34),
число пятидесятков (4-я Царств 1:13),
число царей (4-я Царств 3:10),
число ударов (4-я Царств 13:18),
время осады (4Цар 17.5; 18.10),
время кратких царствований (4Цар 23.31; 24.1,8),
числа дочерей (1Пар 25.5; Иов 1.2),
число отрядов (Иов 1:17),
число друзей Иова (Иов 2:11),
место Израиля (Исаия 19:24),
число лет пророчествования (Исаия 20:3),
время воспитания (Даниил 1:5),
количество молитв (Дан 6.10,13; 10.2,3),
время пребывания Ионы в ките (Иона 2:1),
число искушений (тела, ума, духа) (Мф 4.1-10; 1Ин 2.16; ср. Быт 3.6),
время пребывания Господа "в сердце земли" (От Матфея 12:40),
количество мер муки (От Матфея 13:33),
время пребывания народа с Иисусом (От Матфея 15:32),
день воскресения (Мф 16.21; 20.19; Мр 8.31; 9.31; 10.34; Лк 9.22; 18.33; 24.7,46; 1Кор 15.4),
число ближайших учеников Христа (Мф 17.1; 26.37),
число кущ (От Матфея 17:4),
число отречений Петра (От Матфея 26:34:75),
число молитв (От Матфея 26:44),
время созидания храма (Мф 26.61; 27.40; Мр 14.58; 15.29; Ин 2.19),
час распятия Христа (Мр 15.25),
продолжительность тьмы на земле (Мр 15.33),
время поисков Иисуса-отрока (От Луки 2:46),
число бесплодных лет (От Луки 13:7),
число дней делания дел Христа (От Луки 13:32-33),
число посланных слуг (От Луки 20:12),
число повторений (От Иоанна 21:17),
число тысяч присоединившихся (Деяния 2:41),
время слепоты Савла (Деяния 9:9),
число посланных (Деяния 10:7:19),
количество повторений видения (Деяния 10:16),
время проповеди (Деяния 19:8),
время (Деян 20.3,31; 28.7),
этаж, с которого упал Евтих (Деяния 20:9),
небо восхищения ап. Павла (2-е Коринфянам 12:2),
число молитв (2-е Коринфянам 12:8),
количество частей (Откровение 16:19).
Хотя число "три" иногда в Священном Писании употребляется иносказательно (например, Прит 30.15,18,21,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6; 4.4,7; Зах 11.8; От Матфея 13:33; Лк 11.5, а также, очевидно, и во многих из вышеприведенных мест), количество "три" имеет такое глубокое и таинственное значение, что перед ним человеческое разумение совершенно становится в тупик. Как многое человек может воспринимать только в тройственном исчислении, и самое главное - конечно, Бога! Хотя Бог един, не троичен, о чем в Священном Писании говорится многократно (Мр 12.29,32; Ин 17.3; Иак 2.19; Иуд 25; Рим 14.26; 1Тим 1.17; 2.5; Евр 2.11), тем не менее мы, люди, не способны Его так воспринимать, и поэтому Он нам является как Отец, Сын (Слово) и Дух Святой (1Ин 5.7, ср. Ис 48.16; Мф 3.16-17; 28.19; Ин 14.16; Деян 1.7-8; 1Пет 1.2; 1Кор 6.11; 12.4-6; Гал 4.6; Еф 1.17; 2.18; Отк 1.4-5). Это можно попытаться пояснить на следующем примере (конечно, очень слабом и приблизительном, как всякое подобие). Люди в своем воображении и расчетах вычленили как "солнце" тот относительно плотный огненный шар, который человек может видеть в видимом свете (через очень плотный фильтр), центр которого по расчетам находится на расстоянии 150 млн км от земли. Но ведь солнцем является и этот видимый простым глазом кипящий огнем шар, и все его гигантские протуберанцы, и мощные излучения тепла, света и радиоволн во всем их объеме и на любом расстоянии, где бы они не проявлялись. Но мы не способны так абсолютно воспринимать солнце и оно для нас на земле - лишь тепло и свет, которые мы ощущаем, и которые передаются нам соответствующими "полями" от этого диска на небе. Так и Бог (Отец), для нас непостижимый, является нам в Сыне (см.) Божием Иисусе Христе (От Иоанна 1:18), нашем Спасителе и Господе, Который пришел на землю, пострадал за нас, искупил нас и теперь постоянно руководит нами через Духа Своего Святого. Слава Ему! Но в итоге все придет к Единому (1-е Коринфянам 15:28). Кроме того, Бог не только един, но Он вечен, то есть неизменен (К Евреям 138:all) и поэтому только для человека есть прошлое, настоящее и будущее (снова три).
Един в конечном счете и сам человек (1-е Фессалоникийцам 5:23), но как трудно это утверждать для человеческого разума, привыкшего с испокон века членить себя самого на дух, душу и тело (опять три)!
Также и все внутри и вокруг человека. Привыкший для практических целей все измерять в длину, ширину и высоту, человек уже не может воспринимать и само пространство совершенным образом, а называет его трехмерным.
Вычленяя себя и отделяясь от Бога, человеческий ум вводит понятие "мир", через который познает свое взаимоотношение с Богом (будучи неспособным воспринять все совокупно), и таким образом снова получается тройственная модель: Бог - человек - мир (среда).
Вот еще пример троичности единого: истинное Писание (или Слово, или мысль Божия, которая открывалась пророкам) - наша Библия (данный перевод на конкретный язык) - наконец, то понимание, которое дает нам Господь при чтении Библии. И если нами руководит Дух Божий, тогда это понимание совпадает с первым - истинным значением и мы воспринимаем первоначальное Слово Божие целостно, истинно - как откровение, а не как цитату и штамп.
Вся человеческая история распадается на три этапа: сила - закон - благодать. Осознать действие этих этапов совокупно человеческий разум отказывается. Но то же можно полностью приложить и к жизни отдельного человека (накапливание - осознание - отдача). И вновь - все эти этапы фактически совпадают, ибо жизнь едина.
История Церкви состоит из рождения, страданий на земле и соединения со Христом. Это соответствует и истории народа Божия: исход из Египта - пустыня - вход в обетованную землю. Эти же этапы можно различить и в жизни верующего человека: обращение - страдание - соединение со Христом. Хотя человек после обращения еще долго живет, страдая, на земле, верою он уже взят на небо (К Ефесянам 2:6) и, таким образом, все эти этапы соединены.
Наш Господь однажды пришел на землю для нашего искупления - Он постоянно приходит за нас пред лицо Отца Своего, ходатайствуя за нас - Он придет в конце веков за нами (К Евреям 9:26:24:28). Бог в Мф 22.32 назван Богом трех патриархов: Авраама, Исаака и Иакова.
Эти примеры можно было бы продолжить.
В Писании кроме того имеется много тройственных повторений в различных повествованиях (см. например, Числа 6:24-26; 3Цар 19.17; Пс 113.17-19; 117.2-4; Прит 21.21; Ис 6.3; 33.22; Иер 7.4; 22.29; Иез 21.27; Мф 23.23; Лк 17.26-30; Ин 14.6; Рим 11.36. 1Кор 12.4-6; 13.1-3; Флп 2.10; Отк 3.5,8,12,18; 4.5,8; 5.3), которые говорят не об особой поэтической форме повествования, как думают некоторые толкователи, а об особой человеческой способности воспринимать некоторые важные положения.