Пророк Библейский словарь В.П.Вихлянцева


пророк - глашатай воли Божией. Греческое слово "профетес", как и еврейское "наби" означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк - не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исход 7:1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Бытие 20:7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом.
В Писании упомянуты по именам следующие пророки:
Аарон (Исход 7:1),
Аввакум (Аввакум 1:1),
Авдий (не назван пророком),
Авраам (Бытие 20:7),
Агав (Деяния 21:10),
Агей (Ездра 5:1; Агг 1.1),
Адда (2Пар 12.15; 13.22),
Азария (2-я Паралипоменон 15:1) (не назван пророком),
Амос (Амос 7:14) ("не пророк и не сын пророка"),
Ананий (2-я Паралипоменон 16:7) (прозорливец),
Анания (Иеремия 28:1) (лжепророк),
Асаф (2-я Паралипоменон 29:30) (прозорливец),
Ахав (Иеремия 29:21) (лжепророк),
Ахия (3-я Царств 11:29),
Валаам (2-е Петра 2:15-16) (лжепророк),
Вариисус (Деяния 13:6) (лжепророк),
Варнава (Деяния 13:1) (пророк и учитель),
Гад (1-я Царств 22:5),
Давид (не назван пророком),
Даниил (От Матфея 24:15),
Елдад (Числа 11:26) (не назван пророком),
Елиезер (2-я Паралипоменон 20:37) (не назван пророком),
Елисей (4-я Царств 6:12),
Еман (1-я Паралипоменон 25:5) (прозорливец),
Енох (Иуды 14:all) (не назван пророком),
Захария (Ездра 5:1),
Идифун (2-я Паралипоменон 35:15) (прозорливец),
Иезекииль (священник - Иез 1.3),
Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников - Иер 1.1),
Ииуй (2-я Паралипоменон 19:2) или Иуй (3-я Царств 16:12),
Илия (3-я Царств 18:36),
Иоанн (От Луки 7:28),
Иозиил (2-я Паралипоменон 20:14) (левит, пророком не назван),
Иоиль (2-я Паралипоменон 9:29) (прозорливец),
Иоиль (Деяния 2:16),
Иона (4Цар 14.25; Мф 12.39),
Исаия (4Цар 20.1; Мф 3.3),
Иуда (Деяния 15:32),
Луций (Деяния 13:1) (пророк и учитель),
Малахия (пророком не назван),
Манаил (Деяния 13:1) (пророк и учитель),
Михей (3-я Царств 22:7:8:19) (пророком не назван),
Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван),
Модад (Числа 11:26) (пророком не назван),
Моисей (Втор 18.15; 34.10),
Наум (пророком не назван),
Нафан (2-я Царств 7:2),
Одед (2-я Паралипоменон 28:9),
Осия (пророком не назван),
Савл (Деяния 13:1) (пророк и учитель),
Самей (2-я Паралипоменон 12:5),
Самуил (1Цар 3.20; Деян 13.20),
Саул (1-я Царств 10:11) ("во пророках", см. пророчествовать),
Седекия (Иеремия 29:21) (лжепророк),
Сила (Деяния 15:32),
Симеон (Деяния 13:1) (пророк и учитель),
Софония (пророком не назван),
Урия (Иеремия 26:20) (пророком не назван),
Хозай (2-я Паралипоменон 33:19) (пророком не назван),
Шемаия (Иеремия 29:31-32) (лжепророк).
Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени:
пророк (Числа 12:6) (Книга Судей 6:8) (2-я Паралипоменон 25:15),
один пророк (3-я Царств 13:11) (3-я Царств 20:13) (3-я Царств 20:25:38:41),
два пророка (Откровение 16:3:10),
пророки (4-я Царств 23:2),
некоторые пророки (Деяния 13:1),
прочие пророки (Неемия 6:14) (лжепророки),
человек Божий (1-я Царств 2:27) (3-я Царств 13:1) (3-я Царств 20:28) (2-я Паралипоменон 25:7),
сыны пророков (3Цар 20.35; 4-я Царств 2:3,5),
50 сынов пророческих (4-я Царств 2:7),
100 пророков (3-я Царств 18:13),
400 пророков (2-я Паралипоменон 18:5) (лжепророки),
сонм пророков (1-я Царств 10:5),
весь израильский народ (патриархи) (1-я Паралипоменон 16:22).
Пророками также названы в 3Цар 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек).
Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4-я Царств 17:13). Бог в древности всегда говорил через пророков (К Евреям 1:1), но их пророчества всегда имели как бы два плана - ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; Отк 19.10) и наиболее ясно - самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9$, 53$; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25).
В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест-надцати пророков, которые делятся на "больших" (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и "малых" (остальные). Когда говорится "закон и пророки" (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества - до Иоанна (От Матфея 11:13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе.
Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония).
В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1-я Царств 19:20), в Вефиле (4-я Царств 2:3), в Иерихоне (4-я Царств 2:5), в Галгале (4-я Царств 4:38) и в других местах (4-я Царств 6:1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4-я Царств 4:1).
Ныне Бог говорит в Сыне Своем (К Евреям 1:2), который назван Пророком из Назарета (От Матфея 21:11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; Отк 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)