Пасха Библейский словарь В.П.Вихлянцева


Пасха (проходить мимо) - величайший еврейский праздник (От Иоанна 2:13), празднуемый в память чудесного избавления из египетского плена (Исход 12:1-24). Пасхой в Исх 12.21; Втор 16.2 назван также и сам пасхальный агнец а в Исх 12.26-27 все служение названо пасхальной жертвой Господу. Пасха праздновалась в 14й день первого месяца Авив (Нисан) независимо от дня недели (Исход 12:6) (фактически уже 15го, ибо день (см.) у евреев начинался вечером с заходом солнца). Если этот 15й день совпадал с субботой, то она называлась великой (От Иоанна 19:31). Пасхального агнца нужно было приготовить в 10й день, заколоть в 14й, есть печеным, оставшееся сжечь в ту же ночь (Исход 12:3:6:9:10). Пасху разрешалось (в случае нечистоты) совершать и во второй месяц (Числа 9:10-13). Ее должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев (Левит 9:14). Вслед за Пасхой (точнее, в тот же 15й день) начинались семь дней опресночных (Исх 12.18; Мф 26.17; Мр 14.12), в которые полагалось удалить из домов всякую закваску и есть только опресноки. Заколать пасхального агнца закон требовал только в том месте, где пребывало имя Господа (то есть пред скиниею или храмом) (Второзаконие 16:1) и есть его разрешалось только мужчинам (Второзаконие 16:7:16). Первый раз евреи совершили Пасху в Египте (Исход 12:all), второй раз - в пустыне (Числа 9:all) и в третий раз - перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле (Иисус Навин 5:10-11). Во время Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но позднее о Пасхе упоминается только при Езекии (2-я Паралипоменон 30:all) и при Иосии (4Цар 23.22; 2Пар 35.19), то есть более, чем через 500 лет после Судей. Судя по 2-я Паралипоменон 30:all.10-11, праздником этим уклонившиеся в идолопоклонство евреи пренебрегали. Позже это служение было восстановлено при Ездре (Ездра 6:18-19).
Но наша Пасха - Христос (1-е Коринфянам 5:7), умерший и воскресший для нашего оправдания. Слава Ему! Существуют различные мнения о дне, в который Господь совершил Свою последнюю Пасху (вечерю) со Своими учениками. По синоптическим Евангелиям может показаться, что это произошло вечером 14 Нисана (точнее - в начале 15го, в первый день опресноков) (Мф 26.17; Мр 14.12; Лк 22.7). В этом случае Он был схвачен, судим и распят в самый праздник, чего начальники иудейские не хотели допустить (От Матфея 26:3-5). Они либо нарушили это свое решение, либо последняя вечеря произошла в другой день. По Лк 23.54; Ин 18.28,39; 19.14 день суда и казни Иисуса падает на пятницу перед Пасхой, следовательно, вечеря по всей вероятности состоялась накануне - 13 Нисана, в четверг. В Исх 12.10 сказано: "оставшееся... сожгите на огне". Но если Пасха совпадает с пятницей, а первый день опресноков - с субботой, то по Исх 35.3 огня зажигать нельзя и тогда сжечь оставшееся невозможно. В этом случае, видимо, Пасху можно было есть в четверг 13 Нисана. Возможно также, это была просто предпасхальная вечеря (ужин) Иисуса с Его учениками (От Иоанна 13:1-2:29), на котором Он дал им Свои последние наставления и молился о них (От Иоанна 1317:all). Ибо съедать пасхального агнца нужно было торопливо, с посохами в руках и обувью на ногах (Исход 12:11), на этой же вечери Иисус и Его ученики неторопливо возлежали (Мф 26.20; Мр 14.18; Лк 22.14; Ин 13.4,12).
Современный праздник Пасхи, в который празднуется воскресение из мертвых Иисуса Христа, отмечается в западных и восточных церквах в один и тот же день только раз в три года, а в другие годы с разницей в одну или пять недель. Это происходит оттого, что дату праздника на западе и на востоке определяют по различным сложным эмпирическим формулам или таблицам, смысл которых теперь мало понятен. Во 2 в. разгорелись особенно сильные споры по поводу точной и общей даты этого праздника. 1й Вселенский собор в Никее в 325 г. постановил праздновать Пасху всем в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним новолуния. Но это решение так и не было осущест-влено. Еврейская Пасха фактически также была подвижным праздником относительно годичных сезонных изменений. Это объясняется тем, что еврейский год был лунным и, примерно, каждые три года к нему добавлялся високосный месяц Ве-Адар. (См. месяцы, праздники)