Жребий Библейский словарь Нюстрема

Жребий Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий

1. при избрании козла отпущения в великий день очищения (), для подтверждения священства Аарона (Числа 17:1), при разделе земли между коленами и родами (Числа 26:55, Деяния 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (Иисус Навин 15:1, ); далее, для обнаружения преступников (Иисус Навин 7:14, 1-я Царств 14:41 и т.д., Срав. Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручений (1-я Паралипоменон 24:5, Неемия 10:34, От Луки 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Притчи 16:33, Притчи 18:18, Псалтирь 21:19, От Матфея 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль» – жребий – обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (См. Притчи 16:33, ). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1-я Царств 14:36 и дал.

2. У языческих народов жребий был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум 3:10, Есфирь 3:7, Авдий 1:11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иезекииль 21:21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Осия 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ».

Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деяния 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно:

1. невозможность иным путем узнать волю Божию;

2. разбирать дело с молитвой и благоговением;

3. полнейшее послушание будущему решению.