Жертва за грех и жертва повинности Библейский словарь Нюстрема

Жертва за грех и жертва повинности в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хлебная имели целью выражать полнейшую преданность приносящего Богу и угодное Ему самопожертвование – почему они также названы жертвами благоухания, приятные Богу, – жертва за грех и жертва повинности являлись настоящими жертвами примирения, имевшими целью дать грешнику возможность предстать пред Святым Богом для прощения грехов. Несмотря на существенную разницу между жертвой за грех и жертвой повинности, между ними все же было значительное сходство в упомянутом отношении, почему также и сказано в одном случае, что закон об этих жертвах один и тот же (). Прежде всего, надо заметить, что не всякий грех или провинность могли быть очищены посредством этих жертв, но только грехи совершенные: по упущению, нерадению или немощи (, Левит 20:18, Числа 15:22,29), в противоположность этому человек, совершивший преступление по надменности своего сердца, «дерзкою рукою» должен был быть истребленным из народа, ибо для него не существовало примерения (Числа 15:30). Однако что не значит, что каждый вольный и преднамеренный грех исключал возможность очищения, потому что в относящихся сюда местах закона перечисляются некоторые грехи, на которые нельзя смотреть иначе как на обдуманные, например в . См ниже «жертва повинности 3.

Жертвы за грех (евр. «шаттат», грех жертва за грех) были двух родов: общественные и специальные. А) общественные жертвы за грех были следующие:

1. за весь народ: в праздники новомесячия (Числа 28:11), Пасхи (Числа 28:16) Пятидесятницы (Числа 28:30), Труб (Числа 29:2) Кушей (Числа 29:13), в великий день очищений (Левит 29:9,15 и дал., Числа 29:11) и при освящении нового святилища (1Езд 6.17, Ездра 8:35).

2. За священников и левитов при их посвящении (Исход 29:14,36, Числа 8:3) за первосвященника в великий день очищения (Левит 8:6,11).

3. Специальные жертвы за грех, предписанные на разные случаи, были такого рода:

4. за родившую женщину, по окончании времени ее очищения ( и дал., От Луки 2:24).

5. при очищении прокаженного (Левит 2:19,22); Срав. установление об очищении дома прокаженного ()

6. при очищении болевшего истечением из тела ( и дал.).

7. за женщину после тяжелого кровотечения ( и дал.).

8. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Числа 6:9) и по окончании времени его назореиства (Числа 6:14).

9. если общество, князь, или отдельный израильтянин по ошибке согрешили против какой-либо заповеди Господней и позднее осознали это (Левит 6:22,27 и дал.). 10) если помазанный священник (первосвященник) согрешил и навлек вину на народ ( и дал.). 11) Жертвою за грех называется также рыжая телица (Числа 19:9,17).

Животные для различных жертв за грех были разных родов, смотря по значению жертв: тельцы, овны, овцы, козы голуби или горлицы и в одном случае вообще птицы. Тельцы приносились в жертвы по пунктам 2, 3 и 9, если согрешили общество и священник; козлы по 1 и 9, если согрешивший был князем; коза по 9, за отдельную личность; однолетняя овца по 5 при очищении прокаженного и по 8 по окончании времени назореиства; голубя и горлицу всегда по пунктам 4, 6 и 7 по 8 за осквернившегося назорея и по 5, если приносящий был беден; две птицы по 5 за прокаженный дом.

Церемониал жертвоприношения вообще предписывал (), чтобы жертвенное животное было приведено приносящим перед скинию собрания, где оно, посредством возложения рук, обрекалось на смерть и закалывалось. От четвероногих жертвенных животных сожигались на жертвеннике только сальники (тук), остальное же сжигалось вне стана, – это было правилом для жертв за грех по 1 (Исход 29:14, Левит 29:20, , ), тогда как при жертве по 2 мясо отдавалось священникам в пищу во святилище, после чего сосуды, в которых оно варилось, глиняные – разбивались, а медные – тщатильно чистились ( и дал.).

Особенное значение придавалось тому как поступать с кровью, при принесении жертвы за грех. В день Очищения первосвященник вносил кровь в Святое Святых и кропил ковчег завета, после чего ею мазались роги жертвенника для курений (Левит 29:18 и дал.). При других жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога и мазали рога жертвенника для курений, а остальное выливали к подножию жертвенника всесожжения (Левит 29:16 и дал.). При жертвах за грех 2 этой кровью кропили рога жертвенника всесожжения, а остаток выливался к его подножию (Левит 29:30,34, Срав. 2-я Паралипоменон 29:22 и дал.).

Жертвы повинности (евр. «ашем» проступок, жертва за проступок) были все предписаны в особых случаях:

1. если кто-нибудь по ошибке совершил преступление против посвященного Господу ( и дал.).

2. если кто-нибудь по неведению преступил заповедь Божию ( и дал.).

3. если кто-нибудь не отдал ближнему своему порученного, или находку, или оставленного ему на хранение, или отрицает причиненную им несправедливость, или же ложно поклялся ( и дал).

4. если кто-нибудь обесчестил несвободную женщину, которую другой человек взял себе в наложницы (),

5. за прокаженного после выздоровления (),

6. за назорея, который осквернился прикосновением к мертвому телу (Числа 6:12).

В четырех первых случаях животным для жертвы повинности был овен, в обоих последних агнец. Кроме того виновник должен был в 1 и 3 случаях принести возмещение соответствующее причиненному вреду, прибавив пятую часть стоимости; это возмещение по 1 пункту поступало священнику и по 3 потерпевшему владельцу. В случаях когда последнего не было в живых, а родственников не было, возмещение отдавалось священнику (Числа 5:5 и дал.). Животное для жертвы повинности закалывалось на жертвеннике всесожжения, его кровью кропили на все стороны, сальник сжигался на жертвеннике, а мясо съедали священники на святом месте ( и дал.). При приношении жертвы повинности за прокаженного были особенные обряды с кровью (Левит 5:25).

Наконец, в и дал. упоминаются некоторые жертвы, носившие одновременно характер жертв за грех и повинности; они были трех родов:

1. если кто-нибудь, несмотря на клятву, скрыл на суде то, что он видел и слышал (),

2. если кто-нибудь по неведению осквернился прикосновением к чему-нибудь нечистому (Левит 5:3).

3. если кто легкомысленно поклялся ().

В этих случаях, если согрешивший сознал и признал свое преступление, предписана была в жертву овца или коза (или, в случае бедности, два голубя или мелкая мука; Левит 5:11), каковая жертва ясно называется жертвою за грех в Левит 5:11, но в Левит 5:7, называется также жертвою повинности.

Однако, несмотря на указанную и здесь, и в родственность обоих этих родов жертв, из специальных установлений для каждой из них достаточно ясно видно, что в основном они различались. Бывали даже случаи, когда предписывались и те, и другие жертвы, напр., , Левит 5:24 и дал., Числа 6:11 и дал. Обряды, отличающие жертвы за грех не сопровождали жертвы повинности; возмещения, которые добавлялись к жертвам повинности, отсутствовали у жертв за грех; роды жертвенных животных при жертвах за грех были более разнообразны; и, наконец, жертвы повинности были всегда для специальных случаев, в противоположность многим жертвам за грех. Главное различие между обоими родами жертв определяют так: жертва за грех более имела в виду греховное свойство поступка или вины, являющуюся преградой между человеком и Богом, для разрушения которой нужно было примирение; жертва же повинности рассматривала грех, как проступок, как нарушение прав Бога и ближнего, которое требовало возмещения. Эти жертвы показывают, как, соответственно в Новом Завете, за нас Христос сделался грехом (жертвою за грех, 2-е Коринфянам 5:21); как Он сделался для нас клятвою (К Галатам 3:13) и навсегда действенной жертвою за грех (К Евреям 10:12), Агнцем Божиим, Который берет на Себе грех мира (От Иоанна 1:29) и Сам, как жертва повинности, возвращает Богу и человеку все то, что было утеряно вследствие грехопадения, с избытком – «отдал сполна и приложил пятую долю».

«Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (К Римлянам 5:20).