Змей Библейский словарь Нюстрема

Змей Змей, по Бытие 3:1, был самый хитрый из всех зверей и своею хитростью прельстил Еву (2-е Коринфянам 11:3), почему Господь Бог сказал ему: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие 3:14); «семя жены будет поражать тебя в голову» (Бытие 3:15). Срав. слова Иоанна о драконе, древнем змие, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю вселенную (Откровение 12:9, Откровение 20:2) и слова Иисуса о человекоубийце (От Иоанна 8:44). В символических выражениях Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи» и «порождения ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Бытие 49:17, Второзаконие 32:33, Псалтирь 57:5, Псалтирь 90:13, От Матфея 3:7, От Матфея 12:34). Изредка мудрость змеи представляется достойной подражания, но в соединении с простотою голубя (От Матфея 10:16). Змеи и вообще пресмыкающиеся животныя были нечисты по закону и их воспрещалось употреблять в пищу ( и дал.). В грядущем Царстве Божием змея будет освобождена от проклятия (Исаия 65:25) «и младенец будет играть над норою и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Исаия 11:8). В Библии упоминаются некоторые породы ядовитых змей, но точное их определение затруднительно.

1. Аспид (евр. Петен), (Второзаконие 32:33, Иов 20:14 и дал.) «затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях (Псалтирь 57:5,6), прячется в норах (Исаия 11:8). Предполагают, что это египетская очковая змея.

2. Аспид (евр. Шефифон), (Бытие 49:17). Возможно, что это опасная рогатая гадюка (vipera Cerastes), которая имеет земляную окраску, лежит в засаде в песке и впивается в ногу своей добычи.

3. Аспид, палестинская гадюка, (евр. Цефа, Циф'они) (Исаия 11:8, Исаия 14:29, Исаия 59:5, Иеремия 8:17, Притчи 23:32) весьма ядовитая змея.

4. Василиски, ядовитые змеи (евр. срафйм), которые жалили евреев в пустыне (Числа 21:6, Второзаконие 8:15); «Сараф» переведено словом «летучий дракон» у Исаия 14:29 и «летучие змеи» в Исаия 30:6.

5. Ехидна (евр. Еф'е), Иов 20:16, Исаия 30:6, Исаия 59:5. Вследствие того, что евр. название напоминает арабское «афа», думают, что это – ехидна, в 1 аршин длиною и 1 вершок толщиною с коричневыми и черными пятнами, отличающаяся своим шипением. Вероятно, такую змею Павел стряхнул в огонь, не потерпев от нее никакого вреда (Деяния 28:3).

6. Аспид (евр. Ахшув) в Псалтирь 139:4, предполагают, что это – встречающаяся в северной Африке ехидна «Echis arenicola».

7. Летучий змей (евр. Киппоз), который, согласно пророчеству, будет жить в развалинах Едома (Исаия 34:15), опасная змея (Erix jaculus), родина которой Египет, Аравия и Палестина. Она живет среди ветвей на верхушках деревьев, и бросается с быстротою молнии на свою добычу. Кроме перечисленных названий, змеи обозначаются словом «нахаш» т.е. шипящий (Бытие 3:1 евр.) и «ползающий по земле» (Второзаконие 32:24). О медном змее, смотри «Медный змей». Заклинатели змей упоминаются в некоторых местах (Псалтирь 57:6, Екклесиаст 10:11, Иеремия 8:17, срав. Иакова 3:7). Это искусство известно и теперь в Африке и в Индии. Брюс видел в Каире человека, который голою рукою взял змею (cerastes), положил ее себе на голову и одел сверх нее шапку; затем положил ее на груди, обвил вокруг шеи, без всякого вреда для себя. После этого змея была подпущена к курице, сейчас же ужалила ее и та через несколько минут околела.