Земледелие Библейский словарь Нюстрема

Земледелие упоминается как занятие Адама еще до грехопадения (Бытие 2:15). Каин был земледелец (Бытие 4:2); также Ной (Бытие 9:20); Исаак (Бытие 26:12) и Иов (Иов 1:14). Древние евреи, несмотря на кочевой образ жизни, не были чужды этому занятию, способствовавшему слиянию рассеяных племен в один народ. В Египте они не только занимались скотоводством, но и обрабатывали землю, строили города и занимались ремеслами (Исход 1:11, Числа 20:5, Второзаконие 11:10, 1-я Паралипоменон 4:21 и дал.). Таким образом, Египет и в этом отношении был приготовительным классом той школы, в которую они попали в Ханаане, где различные установления закона, как-то, о разделе и обработке земли, как собственности Господа (), об отдыхе земли в субботний год ( и дал.); о ненарушимости межевых знаков (Второзаконие 19:14); о непродаже навсегда наследственной земли (); о праве бедных собирать жатву с края поля и подбирать остатки, также удовлетворять голод спелыми зернами по пути через поле (, Второзаконие 23:25, Руфь 2:2, От Матфея 12:1), равно как и установление связанных с разными периодами земледелия праздников и т.д. имело целью на основе земледелия построить тот общественный порядок, в котором народ, взятый в удел Господом, должен был быть воспитан. Насколько природные свойства Ханаана с его плодородной почвой и обильным орошением соответствовали этой цели, указывается в некоторых местах Писания. Следует обратить особенное внимание на описание Моисея в Второзаконие 8:7 и дал.: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую... где пшеница, ячмень, выноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, где масличные деревья и т.д.» Царь Озия особенно заботился о развитии земледелия (2-я Паралипоменон 26:10); Давид, повидимому, также имел попечение об этом (1-я Паралипоменон 27:26). Картины земледелия и садоводства дали материал для множества духовных образов, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. (См. Псалтирь 1:3, Псалтирь 91:8, Псалтирь 91:14, Исаия 5:7, Исаия 28:24, Исаия 58:11). Христос Сам – сеятель, сеющий Свое семя на поле, которое есть мир (От Матфея 13:38). Служители Слова называются трудящимися земледельцами (2-е Тимофею 2:6), а церковь называется «Нивой Божией» (1-е Коринфянам 3:6 и дал., К Евреям 6:7).