Закон Библейский словарь Нюстрема

Закон евр. Тора. Это слово имеет множество различных значений:

1. Слово Божие вообще. Давид воспевает закон Божий (Псалтирь 18:8 и дал.) и, восхваляет его в 118 Псалме, давая ему множество различных названий. Павел говорит о законе веры, т.е. Евангелии (К Римлянам 3:27) и законе Христа (К Галатам 6:2) и т.д.

2. Писания Ветхого Завета вообще; напр., у От Иоанна 10:34, как написанное в законе, приводится место из Псалтирь 81:6, затем у От Иоанна 15:25 выдержка из Псалтирь 34:19 или Псалтирь 68:5 и т.д.; также в 1-е Коринфянам 14:21 из Исаия 28:11.

3. Пятикнижие Моисеево, первая из трёх частей, на которые евреи делили Ветхий Завет (От Луки 24:44); «закон, пророки и писания». Срав. Деяния 13:15

4. Закон Моисеев, т.е. собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, даных Моисею на Синае; «закон Моисеев» (От Луки 2:22, От Иоанна 7:23), закон Господень (От Луки 2:39) и т.д. По смыслу того или другого места можно понять, говорится ли там об обрядовой части закона (как в К Ефесянам 2:15, где Христос заменил закон заповедей учением), или о гражданских установлениях, которые имели значение для Израиля, как нации (напр., законы о ведении войны Второзаконие 20:1) или только для судей (Второзаконие 17:1, Срав. Деяния 23:3, Деяния 24:6, Деяния 25:8) или, наконец, о тех частях закона, которые обыкновенно называются моральным, нравственным законом и который заключается в 10 заповедях. Христос заключает его в двух вечных заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя. (От Матфея 22:37 и дал., Срав. К Галатам 5:14, К Римлянам 13:8,10, К Римлянам 7:25). Этот закон, закон любви, не был нарушен Христом, но исполнен в совершенстве, показан в жизни и написан в сердцах Его народа (От Матфея 5:17, Иакова 2:9, Иакова 4:11). Обрядовый же закон также был Им усовершенствован: когда явился Он, как осуществление прообразов, тогда символы, как ненужные «тени», отпали (К Евреям 10:1).

5. Законом называют иногда внутреннюю побуждающую силу. Так, Павел говорит о законе ума и о законе, находящемся в членах (К Римлянам 7:23), о законе духа, греха, свободы и т.д. Сравни К Римлянам 8:2, К Римлянам 9:31, Иакова 1:25, Иакова 2:12. О скрижалях закона см. «Откровение».

Примечание переводчика. Хотя некоторые делили и делят таким образом закон на части, и это, как будто, уясняет дело, но все же нужно сознаться, что само Слово Божие говорит не о законах, а о законе (об одном законе). Христос освободил нас от клятвы закона, заменив его Своим учением (К Ефесянам 2:15, К Римлянам 6:14, К Римлянам 7:4,6, К Галатам 2:19, К Галатам 3:13,24, К Колоссянам 2:14 и дал.)