Воскресение Библейский словарь Нюстрема

Воскресение Учение о воскресении мертвых, проскальзывавшее в Ветх. Завете в более или менее туманных намеках (Иов 19:25, Псалтирь 15:10, Исаия 26:19) было ясно выражено в кн. Даниил 12:2. Во время Христа воскресение мертвых пользовалось общим признанием правоверных евреев, что Марфа и высказала в словах: «Знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» (От Иоанна 11:24). Однако свободомыслящие саддукеи отрицали его (Деяния 23:8), также и языческие философы (Деяния 17:32). Только через Христа и Его Евангелие свет воскресения в полном блеске взошел над миром. Христос, Который есть воскресение и жизнь (От Иоанна 11:25), не только опроверг кривотолки саддукеев (От Матфея 22:31 и дал., От Марка 12:26 и дал.), воскресил умерших, напр., Лазаря, сына Наинской вдовы и дочь Иаира, и проповедывал о великом дне, когда Он Сам воскресит всех умерших, одних «в воскресение жизни» других «в воскресение осуждения» (От Иоанна 5:29), но и Сам воскрес на третий день после действительной смерти, «первенец из умерших» (1-е Коринфянам 15:20). Уже тогда многие умершие святые ветхозаветного времени воскресли и, по воскресении Христа вышли из своих отверстых могил и придя в святой город, явились многим (От Матфея 27:52).

Воскресение Иисуса Христа является делом Отца (Деяния 2:24,32, Деяния 3:15, Деяния 13:30, 1-е Коринфянам 6:14, К Римлянам 4:24, также и Сына (От Иоанна 2:19, От Иоанна 10:18). Поэтому для благовествовния апостолов, которые не хотели знать ничего иного, кроме Христа распятого (1-е Коринфянам 1:23, 1-е Коринфянам 2:2, К Галатам 3:1), оно было главным исходным пунктом и твердым основанием (Деяния 1:22, Деяния 2:24, Деяния 4:33, Деяния 10:40 и дал.), божественной печатью истиности слов Распятого, действительности примирения в Нем с Богом (1-е Коринфянам 15:14 и дал.) и залогом победы с Ним (1-е Коринфянам 15:22,57, 1-е Фессалоникийцам 4:14). Это свидетельство апостолов является тем более стоящим вне всяких сомнений, что они в Писаиии откровенно говорят, как далеки они были От всяких мыслей о воскресении Иисуса, как трудно им было поверить в действительность Его воскресения и что только самые основательные доказательства могли убедить их в этом; См. От Матфея 28:17, От Марка 16:8, От Луки 24:11,21 и дал., От Иоанна 20:9,25 и дал. Но, когда они уверовали в это и когда Дух Св. напомнил им ветхозаветные пророчества и собственные предсказания Иисуса (От Матфея 12:40, Псалтирь 15:10, Деяния 2:27, От Матфея 16:21, От Матфея 17:9, От Марка 14:28, От Иоанна 16:16), огонь загорелся в их сердцах (От Луки 21:32) и они с радостью стали отдавать жизнь за Того, Который сказал: «Я живу и вы будете жить» (От Иоанна 14:19, Деяния 9:5, К Галатам 1:16, 1-е Иоанна 1:1 и дал.).

Уже в первые времена христианства в азиатских общинах появились лжеучители, которые не признавали воскресения тела, говоря, что оно уже совершилось (2-е Тимофею 2:18), может быть, извращая слова Павла (сравни 2-е Петра 3:16) о воскресении через веру (К Римлянам 6:4, К Колоссянам 2:12, К Колоссянам 3:1). Подобно тому, как у От Иоанна 5:29 Иисус различает воскресение осуждение от воскресения жизни и у От Луки 14:14 говорит о воскресении праведных, так и Его апостолы подчеркивают разницу во времени воскресения. Ап. Павел в 1-е Коринфянам 15:all говорит, что умершие воскреснут в известном порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его, а затем конец, когда все будет покорено Ему (1-е Коринфянам 15:23 и дал.). Иоан описывает в Откровение 20:1 свое видение того, как Сатана будет скован на 1000 лет и в течение этого времени не будет прельщать народы (3 ст.). В начале этого времени мученики и те, которые не поклонились зверю (Антихристу), оживут и будут царствовать со Христом в течение 1000 лет (4 ст.); прочие умершие не оживут, пока не пройдут эти 1000 лет (ст. 5), после чего Иоанн говорит: «блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет». Затем Сатана будет освобожден на малое время, и соберет войско, которое окружит «стан святых и город возлюбленный» и уже после этого последует окончательное общее воскресение и суд (Откровение 12:13). Упомянутные места Св. Писания послужили основанием для учения о тысячелетнем царстве, времени мира и счастия, когда исполнятся предсказания пророков о временах блаженства для всей земли (Исаия 59:18,60-62); в них также видят указание на два воскресения, о которых выше упомянуто. По мнению Фиельстедта, эти слова определенно и ясно показывают, что первое воскресение совершится задолго до общего, и что первое воскресение отнюдь не имеет в виду воскресение в новую жизнь во Христе или духовное возрождение (К Римлянам 6:1), а воскресение тела. Мейер и Альфорд придерживаются того же мнения.

Другие же толкователи придают указанному месту духовное значение, как, напр., Мелин, который в первом воскресении видит только время расцвета Церкви Христовой, а в тысячелетнем царстве – предел ее земного совершенства и т.д. Августин и многие после него усматривают тысячелетнее царство в теперешнем состоянии церкви.