Вино Библейский словарь Нюстрема

Вино часто упоминается, как один из лучших даров Творца (Второзаконие 7:13, Второзаконие 33:28, , Псалтирь 103:15, Исаия 55:1), но, с другой стороны, нередко изображается, как напиток, приносящий проклятие при злоупотреблении им (2-я Царств 13:28, Притчи 20:1, Притчи 21:17, Исаия 5:11, Исаия 28:7, Исаия 56:12). Употребление вина в известных случаях было воспрещено, например, священникам при исполнении служебных обязанностей () и назореям (Числа 6:3). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершение отказались от употребления вина, напр., рехавиты (Иеремия 35:1), ессеи, см. Партии». Предостережения против греха пьянства часто даются народу Божию в Ветхом и Новом Заветах (Притчи 23:29, Притчи 31:4 и дал., Аввакум 2:5, К Ефесянам 5:18, 1-е Тимофею 3:3). На ряду с этим, однако, допускается умеренное употребление укрепляющего вина (Псалтирь 103:15, 1-е Тимофею 5:23).

По всей вероятности, евреи обычно пили вино смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (См. Псалтирь 74:9, Притчи 9:2,5, Песни Песней 7:3). Срав. слово «Мумтак, т.е. вино, приправленное в Притчи 23:30, Исаия 65:11. Прежде чем пить вино процеживали его (Исаия 25:6, Срав. От Матфея 23:24). Наряду с вином часто упоминается «шекар» (по-русски сикера), т.е. крепкие напитки: различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещаются священникам и назореям (, Числа 6:3, Срав. 1-я Царств 1:15, Притчи 20:1, Притчи 31:4). В Песни Песней 8:2 упоминается особый напиток (азис) из гранатовых яблок.

Вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах (Бытие 14:18, От Иоанна 2:3 и дал.), но было обыкновенным пищевым продуктом; поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (1-я Царств 16:20, 1-я Царств 25:18, Неемия 5:15). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям: «где хлеб и вино?» (Плач Иеремии 2:12). Об употреблении вина при известных законоустановленных жертвах смотри «Жертва возлияния». Вино, хотя и не было предписано законом, но все-таки занимало в праздновании иудейской Пасхи важное место (см. «Пасха»). Поэтому также и Спаситель с учениками пил от плода виноградного и Сам установил Святую Вечерю воспоминания со вкушением хлеба и вина (1-е Коринфянам 11:26). Срав. слова пророчества о благословении хлеба и вина в Царстве Мессии (Захария 9:17). По Талмуду, вино во время празднования Пасхи смешивалось с теплою водою; поэтому в первохристианской церкви вино для причастия, по Иустину Мученику, также смешивалось с водою (Апол. 1, 65).

Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос (oinos) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в Псалтирь 103:15 восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму (Бытие 14:18) и его же просят дети в Плач Иеремии 2:12, в Притчи 23:30 «яйн» вводит в беду, а в воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (От Иоанна 2:3), также вина, претворенного Иисусом из воды (От Иоанна 2:9 и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (1-е Тимофею 5:23); то же слово «ойнос» употребляется в К Римлянам 14:21, где советуется не пить вина, также К Ефесянам 5:18, 1-е Тимофею 3:8, К Титу 2:3. Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в Даниил 5:1 говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в Второзаконие 32:14, что Бог дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. Псалтирь 74:9, где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у Исаия 1:22, обозначает крепкое вино, а у Осия 4:18: Наум 1:10 – сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мумтак» и «мевек» смесь, или растворенное вино (Притчи 23:30, Псалтирь 74:9, Исаия 65:11), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у Исаия 49:26 (молодое вино) и у Иоиль 1:5 (виноградный сок) является опьяющим, а у Иоиль 3:18, Амос 9:13 означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в Деяния 2:13 (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у Иов 32:19 (вино, которое прорывает новые мехи).

Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, повидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у Исаия 65:8, но в Исаия 62:8 означает только что выжатый сок, также в Притчи 3:10: Иоиль 2:24, – сок текущий в подточилия; у Михей 6:15 Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в Бытие 27:28,37, Второзаконие 7:13, Второзаконие 11:14, Второзаконие 12:17, Второзаконие 14:23, Второзаконие 18:4, Второзаконие 33:28, Неемия 5:11, Неемия 10:37,39, Псалтирь 4:8, Исаия 36:17, Исаия 62:8, Захария 9:17, 4-я Царств 18:32, Притчи 3:10, Иеремия 31:12, Иоиль 2:19, и словом сок у Исаия 24:7, Исаия 65:8, Иоиль 2:24, . В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началась брожение. – Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит Осия 7:5, в стихе 14 называется соком (тирош), и что пророк указав в Осия 2:8,9,22 на сок (тирош), как дар Божий, в Осия 4:11, говорит: «блуд, вино и напитки (яйн и тирош) завладели серцем их». Сильнее слов об опьяняющем напитке невозможно высказать.

С другой стороны упускается из вида, что отсутствие вина (яйн) в Михей 6:15 считается за наказание: сок обещан им, но вина нет. По мнению же Келлогга, было бы благословением получить сок и лишиться вина.

Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе (Исход 12:15,20).

Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется. Тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал О результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью.

Картины возделывания виноградников и виноделия дают в Библии множество сравнений, которые всем хорошо известны. Жить под своей виноградной лозой, считалось символом уюта в дни царя Соломона (3-я Царств 4:25), равно как и в будущем царстве Христа (Михей 4:4). Винограднику уподобляет Господь Свой народ в Исаия 5:1,7, Срав. От Матфея 21:33 и дал. Слуги Христовы работают в Его винограднике (От Матфея 20:1 и дал.). Виноградной лозе уподобляется в Псалтирь 79:9 и дал. еврейский народ; Иисус называет Себя истинной виноградной Лозою, Своих учеников ветвями; а Отца виноградарем (От Иоанна 15:1); работа топчущего в точиле, окрашивающая его одежду в красный цвет, является образом победы Христа над Своими врагами (Исаия 63:2,3), Срав. Откровение 14:18 и дал. и Откровение 19:15 о точиле вина ярости и гнева Бога Вседержителя. Вино является также символом силы свыше, оживления (Притчи 9:2, Исаия 55:1) и чистой трапезы Евангелия (Исаия 25:6). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее – символом страшных судов Божиих (Псалтирь 74:9, Исаия 51:17, Откровение 14:10, Откровение 16:19).