Вечный и вечность Библейский словарь Нюстрема

Вечный, вечность. Эти слова обозначают безначальное и бесконечное, т.е. то, что стоит над понятием о времени. Так выражаются о Боге; уже в Бытие 21:33 сказано, что Авраам в Вирсавии призвал имя Господа Бога Вечного (евр. Ель-олам); срав. Псалтирь 89:3, 103:31, Исаия 41:4, 57:15, 1-е Тимофею 1:17, 6:16.

Далее, эти слова употребляются для обозначения того, что имеет начало по времени, но не имеет конца. Так должно понимать изречение в Екклесиаст 12:5, где говорится о человеке, который, умирая, отходит в вечный дом свой», о вечной славе, которая ожидает верующих после кратковременного страдания (2-е Коринфянам 4:17), и вообще о вечной жизни, которая даруется через Христа (От Иоанна 3:16, От Матфея 25:46), о вечном царстве, вечном наследии, вечном искуплении (2-е Петра 1:11, К Евреям 9:12,15); с другой стороны, также о вечном огне и мучении (От Матфея 25:41,46), о вечном суде (К Евреям 6:2) и о вечной погибели (2-е Фессалоникийцам 1:9). Нужно заметить, что эти слова употребляются то в широком, то в более узком значении, что выясняется из смысла контекста. Например, говорится о завете «навсегда между Богом, людьми и животными (Бытие 9:12), или о том, что земля не поколеблется (Псалтирь 103:5, срав. От Луки 1:33 с 1-е Коринфянам 15:24). Как еврейское слово «олам», так и греческое «айон» обозначают нередко ограниченный период времени, т.е. имеющий начало и конец. Поэтому написано о вечности, т.е. периодах времении или веках, напр., в 1-е Тимофею 1:17 «царь веков», или в К Евреям 1:2 «веки», или в От Матфея 12:32, где говорится об этом веке, противополагая его будущему и т.д. Итак, слово «вечный» обозначает иногда «продолжительный»: так, напр., говорится, что города Восора сделаются вечно пустыми (Иеремия 49:13), также, что Иисус Навин обратил Гай в вечные развалины (Иисус Навин 8:28), хотя Гай впоследствии отстроился (1Езд 2.28); или, что Анхус надеялся иметь Давида слугою «вовек» (1-я Царств 27:12). Приведенные примеры нельзя толковать в смысле бесконечности. По Второзаконие 15:17, раб, который на седьмой год своей службы не хотел уходить от своего господина и стать свободным, оставался рабом «навек» после прикалывания его уха к косяку двери; в данном месте слово «навек» означает на всю жизнь. В Библии «Карла 12-го» (перевод, сделанный в его царствование) к Второзаконие 15:17 относится следующее примечание: «Здесь видно, что еврейское слово «олам» не всегда обозначает бесконечность, но иногда – продолжительное время, напр., дни жизни человека, или время существования какого-нибудь правления; поэтому, когда Бог повелел исполнять левитские постановления «леолам» (во-век), то из этого не следует, что они никогда не упразднятся, ибо «леолам» в этом месте обозначает: во все время существования еврейского правления, до тех пор, пока не придет Мессия. (Срав. слово «айон» в От Иоанна 8:35 и слово «олам» и Иеремия 17:4, Иезекииль 16:60 и далее.) Слово «олам» употребляется не только в значении неопределенного периода времени в выше приведенных примерах, а также в существовании земли и луны (Екклесиаст 1:4, Псалтирь 77:69, 88:38), но также иногда о давно прошедшем времени, Притчи 8:23, Исаия 61:4 («олам» по-русски переведено «древние»), Иеремия 5:15 и т.д. В таком же смысле употребляется и греческое слово «айон», напр., От Луки 1:70, От Иоанна 9:32, Деяния 3:21, «Царем веков» называется Бог в 1-е Тимофею 1:17, как владычествующий над сменяющими друг друга периодами времени и над тем, что происходит в их продолжении».