Суббота Библейский словарь Нюстрема

Суббота евр. шабат. Суббота, т.е. покой (Бытие 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал».

Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Бытие 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исход 16:5,22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исход 16:29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исход 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исход 31:14,17). В Второзаконие 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний».

Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исход 34:21) в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исход 35:3), нельзя было печь и варить (Исход 16:23); запрещалось носить ношу (Иеремия 17:21 и дал., От Иоанна 5:10); покупать или продавать (Неемия 10:31, Неемия 13:15 и дал.). В Числа 15:32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневних жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Числа 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу ( и дал.).

Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи () и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (, ). О «великой субботе» в От Иоанна 19:31 см. «Пасха».

Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Исаия 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иеремия 17:21 и дал., Иезекииль 20:12, Иезекииль 22:26). В 2-я Паралипоменон 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70летнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Ср.: предостережения в и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неемия 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (От Матфея 12:1, От Луки 13:14 и дал., От Иоанна 7:21 и дал., От Луки 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мои доныне делает и Я делаю» (От Иоанна 5:17).

Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (К Колоссянам 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (К Римлянам 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деяния 20:7 и 1-е Коринфянам 16:2). В Откровение 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых.

В Исход 15:23-25 говорится, что израильтяне пришли в Мерру и «там Бог дал народу устав и закон». От создания человека до того дня в Библии ничего не говорится о том, что суббота соблюдалась людьми; только сказано, что «Бог почил в день седьмый от всех дел Своих». После же времени Моисея говорится очень часто о праздновании и нарушении субботы. В последующие времена одна часть христиан стала придерживаться празднования воскресенья, а другая, более малочисленная, празднует субботу. В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня.

О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».