Страннолюбие Библейский словарь Нюстрема

Страннолюбие Епископ, как говорит ап. Павел, должен быть страннолюбивым (1-е Тимофею 3:2, К Титу 1:8). Гостеприимство многими древними народами считалось одной из самых главных добродетелей. Евреям оно внушалось заповедями о чужеземцах ( и дал.), о бедных (, Второзаконие 15:1) и выкупе (). Мы находим много прекрасных примеров гостеприимства как в Ветхом, так и в Новом Завете. См. рассказы об Аврааме и Лоте (Бытие 18:1, Бытие 19:1 и дал.). Срав. дал. Исход 2:20, , и дал.; о сонамитянке (4-я Царств 4:10); об учениках в Эммаусе (От Луки 24:29); об иноплеменниках на Мальте и ап. Павле (Деяния 28:2,7). Милосердный Самарянин (От Луки 10:33) для всех времен служит образцом христианского гостеприимства. Пренебрежение этим является грехом против Самого Христа (От Матфея 25:43). Уже в Ветхом Завете негостеприимство осуждалось (, Иов 31:32). Апостолы увещали христиан: «ревнуйте о странноприимстве» (К Римлянам 12:13, 1-е Тимофею 5:10) и «без ропота» (1-е Петра 4:9), вспоминая пример Авраама, который, не зная, оказал гостеприимство ангелам (К Евреям 13:2).

Яркую картину восточного гостеприимства рисует библейский рассказ о принятии Авраамом трех ангелов. По словам Лейна (Lane), он является точной картиной современного гостеприимства среди бедуинов, когда какой-нибудь чужеземец появляется в их стане. Начальник сейчас же приказывает жене или женщинам испечь хлеб, сам закалывает овцу или другое животное. Все это поспешно изготовляется и ставится перед гостями или гостем вместе с молоком и другими освежающими напитками. Если пришельцы знатные люди, то он сам во время еды стоит около них, как некогда Авраам. Бедуин скорее перенесет всякие лишения сам со своим семейством, чем допустит, чтобы пришелец имел недостаток или неудобство под его кровлей.