Солнце Библейский словарь Нюстрема

Солнце евр. шемеш хама. Солнце, «большое светило», которое Бог создал для управления днем (Бытие 1:16), которое выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется... пробежать свое поприще» (Псалтирь 18:5 и дал.); часто упоминается в символических оборотах речи Библии. Как символ красоты, оно вместе с луною, приводится в Песни Песней 6:10; путь праведника уподобляется в Притчи 4:8 усиливающему блеску всходящего солнца и Сам Господь уподобляется солнцу (Псалтирь 83:12) или «Солнцу правды (Малахия 4:2, срав. Откровение 1:16, Откровение 10:1, Откровение 12:1). Служение солнцу, совершавшееся у соседних языческих народов (Ваал у финикийцев, Хемос у моавитян и Молох и амманитян) часто заражало также и Израиля, допускавшего это, несмотря на предупреждения Господа (Второзаконие 4:19, Второзаконие 17:3, 4-я Царств 21:3, 4-я Царств 23:5, Иеремия 8:2); цари израильские даже посвящали коней и колесницы Богу солнца (4-я Царств 23:11). В Писании упоминаются три чудесных случая в связи с ходом солнца: продление дня в Гаваоне (Иисус Навин 10:12); знамение на ступенях Ахазовых, когда тень возвратилась назад на 10 ступеней (4-я Царств 20:11) и помрачение солнца во время распятия Иисуса Христа, о котором свидетельствуют Матфей и Марк: «тьма была по всей земле от шестого часа и до девятого». Лука: «солнце померкло» (От Луки 23:45). Это не могло быть обыкновенным затемнением солнца, ибо таковое не может случиться во время полнолуния, почему некоторые и пытались объяснить это явление потемнением воздуха, которое наблюдается при землетрясениях или сильном ненастье. Но слова евангелиста Луки показывают, что причиной общей тьмы на земле было померкшее солнце.

Затмения солнца также упоминаются в некоторых местах у пророков, как зиамение судов Божиих (Иоиль 2:31, Иоиль 3:15, Амос 8:9, срав. От Матфея 24:29, От Марка 13:24. Деяния 2:20, Откровение 6:12).