Сновидение Библейский словарь Нюстрема

Сновидение евр. халом. Жители Востока, особенно евреи, придавали большое значение снам. Это видно из рассказов о сновидениях Иакова, фараона (Бытие 41:1), Навуходоносора и т.д. Согласно книге Иова, сновидения являются особенным способом откровений Божиих (Иов 4:13, Иов 7:14). Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти, жизнь его от поражения мечем» (Иов 33:14 и дал.). Во сне Бог открывался даже людям, не имевшим ничего общего с Израилем, например, Авимелеху (Бытие 20:3 и дал.), а в особенности «народу, взятому в удел», т.е. Израилю (Бытие 28:12 и дал., 1-я Царств 28:6, От Матфея 1:20). О толковании или изъяснении снов говорится как об особом Божьем даре (Даниил 1:17). Но всякое толкование снов, которое отвращает от Иеговы к идолам, считалось преступлением и наказывалось смертью (Второзаконие 13:1 и дал.). Но не только во сне, а и в состоянии полудремоты или забытья некоторые люди получали сверхъестественные откровения (Бытие 15:12 и дал., Деяния 10:10, Деяния 22:17, 2-е Коринфянам 12:1 и дал., Срав. также Бытие 2:21 и дал., Даниил 7:2, Даниил 8:2, Даниил 10:8,16, также Валаам (Числа 24:4,16). Заметно, что эта форма откровения Божия Своим слугам относится к раннему, несовершенному периоду их жизни (Иоиль 2:28, срав. Деяния 27:23); срав. слова Господа в Числа 12:6-8 «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит».