Слуга Библейский словарь Нюстрема

Слуга евр. мешарет. Хотя это слово иногда применяется по отношению к обыкновенным слугам, которые, в сущности, были рабами (Бытие 14:14, 1-е Тимофею 6:1, см. «Раб»), однако слугами во многих случаях называются также люди, которые служили не по принуждению, а как преданные ученики и друзья. Так, например, Иисус Навин был слугою Моисея (Исход 24:13, Исход 33:11); Елисей – служители Илии (3-я Царств 19:21, 4-я Царств 3:11), Иоанн Марк был служителем Павла и Варнавы (Деяния 13:5). Павел называет Тихика своим возлюбленным братом и верным служителем (К Ефесянам 6:21). Таким образом понятия служитель и друг совпадают; срав. слова Иисуса к ученикам (От Иоанна 15:14, От Иоанна 12:26, От Марка 9:35).

Равным образом, и Сам Иисус называл Себя и был слугою (От Матфея 20:28, К Римлянам 15:8), даже принял образ раба (К Филиппийцам 2:7); также, и апостолы и свидетели являются служителями Божиими (2-е Коринфянам 6:4), служителями Христовыми (2-е Коринфянам 11:23, 1-е Тимофею 4:6) и даже Его рабами (К Римлянам 1:1, К Филиппийцам 1:1).

Особые служители церкви (греч. диаконы) упоминаются в К Филиппийцам 1:1, в 1-е Тимофею 3:8 и дал., имеются для них предписания. Думают, что диаконы занимали особую должность в церкви и были подчинены надзирателям или пресвитерам (старейшинам). Срав. 1-е Тимофею 3:13. Возникновение этой должности находят в Деяния 6:1, где говорится, что община в Иерусалиме, когда христиане из еллинистов (евреи из языческих стран) жаловались на то, что их вдовицы были пренебрегаемы в ежедневном раздавании милостыни, по предположению апостолов избрала семь верных мужей, возложив на них особенное попечение о бедных и нуждающихся. Вот те семь мужей, которых тогда избрали, о которых молились и которых рукоположили: Стефан, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Филипп и Николай Антиохиец. Из них Стефан и Филипп также были благовестниками (Деяния 7:1, Деяния 21:8).

Служение диаконов, которое, как полагают, соответствовало должности габаим в синагоге, было, повидимому, довольно рано поручено женщинам, т.н. диакониссам. Так, например, Фива называется диакониссой Кенхрейской церкви (К Римлянам 16:1). Таковыми, может быть, были также Прискилла, Мариамь, Трифена, Трифоса и Персида, служение которых Павел одобряет.

В Исход 35:25,26,29 упоминается о женщинах, которые с радостью принесли украшения в дар Господу (Ср. 1-я Царств 2:22).