Синедрион Библейский словарь Нюстрема

Синедрион слово греческое; еврейское – санхедрин (От Матфея 5:22) – верховный суд в Иерусалиме, который, по Талмуду, являлся продолжением совета семидесяти, избранного Моисеем (Исход 24:1, Числа 11:16). В истории синедрион появляется со времени Маккавеев (совет старейшин 2Мак 1.10, 2Мак 4.44), но Иосиф Флавий называет его именем синедрион только со времени Ирода. Из еврейского названия этого суда – санхедрин по сходству с греческим словом синедрион видно, что это учреждение возникло во времена владычества греков над израильтянами. Этот суд отличался от других учреждений подобного рода (как, например, суд Иосафата) тем, что он имел значительную административную власть и до некоторой степени являлся даже политической властью. Династия Птоломея, под власть которых после персидского периода подпала Палестина, представила внутреннее управление страной целиком в руки местных властей и довольствовалось признанием в Палестине своей власти и ежегодно аккуратно выплачиваемой податью.

Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот год первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред (2-я Паралипоменон 36:14). По Талмуду, число членов синедриона было 70, с председателем, его помощником и некоторыми судебными служителями (От Иоанна 18:22). По Иосифу Флавию и Новому Завету, избранный первосвященник был одновременно и председателем синедриона (От Матфея 26:3, Деяния 5:17, Деяния 7:1, Деяния 23:2 и дал.). Среди членов находились фарисеи и саддукеи (Деяния 5:17,34, Деяния 23:6). Заседания синедриона происходили в особом зале, называемом Гаццит, в одном из дворов храма; в случае же крайней важности – во дворце первосвященника (От Матфея 26:3). Синедрион, главным образом, разбирал дела, касающиеся религиозных вопросов, например, богохульства, отпадения от веры, лжеучений, а также, может быть, и противогосударственные преступления. Власть синедриона в религиозных вопросах простиралась далеко за пределы Иудеи, даже до самой Сирии, что можно видеть из Деяния 9:2. Согласно Талмуду, Синедрион потерял право выносить смертные приговоры за 40 лет до разрушения Иерусалима (срав. От Иоанна 18:31). Неизвестно, продолжал ли он свое существование после этого времени.

Этот синедрион допрашивал и осудил Иисуса (От Матфея 26:59 и дал., От Марка 14:55, От Марка 15:1), перед этим судом предстали и апостолы (Деяния 4:1,15, Деяния 5:21); перед ним же Стефан свидетельствовал о Господе (Деяния 6:12,15). Талмуд упоминает также о низших судилищах, называемых синедрионами и состоявших из 23 членов – в городах, имевших более 120 жителей, а также о судилищах, состоявших только из 3 членов, которые разбирали менее важные дела. Но Иосиф Флавий ничего о том не говорит; он упоминает только о низших судилищах, состоявших из 7 членов. О правах этих последних мнения и сведения расходятся.