Сидон Библейский словарь Нюстрема

Сидон (Цидон)

1. Старший сын Ханаана, праотец самого знатного из хананейских племен – сидонян, главным городом которых был

2. город Сидон, северная граница хананеев (Бытие 10:19), в свое время самый знаменитый из финикийских городов. Гомер упоминает о богатом медью Сидоне и о искусных сидонянах; у Иисуса Навина город называется великим Сидоном (Иисус Навин 11:8, Иисус Навин 19:28). Сидон, который был расположен на берегу Средиземного моря, на узкой плодоносной полосе земли у подножия Ливана, в расстоянии более 30 км к северу от Тира, упоминается в благословении Иакова, как пограничное место Завулона (Бытие 49:13). Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (Иисус Навин 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (); поэтому израильский народ постоянно страдал от враждебных сидонян (, ). Сидон с древних времен славился мореходством, торговлею, производством стекла, зодчеством и т.д. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани: одну на севере и другую на юге.

Сидон долго первенствовал среди городов Финикии, пока (около 1200 г. до Р.Хр.) он не был превзойден Тиром, который тогда стал первым, так что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3-я Царств 5:6, Иезекииль 27:8). Все-таки название Сидон было тогда обычным наименованием всей Сидонской или Финикийской прибрежной страны, например, в Исаия 23:2,4,12 названием «Сидонский» обозначалась также местность, принадлежавшая Тиру; (срав. 3-я Царств 16:31, 4-я Царств 23:13). Сидонские цари упоминаются еще у Иеремии (Иеремия 25:22, Иеремия 27:3). Даже подвластный азиатским державам (после 700 г. до Р.Хр.), Сидон был еще довольно значительным торговым пунктом, пока после неудачного восстания против персов, он не был совершенно разрушен в 351 г. до Р.Хр. Во время этого восстания 40.000 человек сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей. Впоследствии Сидон вновь отстроился и был под властью сириян и римлян цветущим городом.

Иисус приходил также и в пределы Сидонские (От Матфея 15:21, От Марка 7:24) и жители этого города приходили к Нему, чтобы получить от Него помощь (От Марка 3:8, От Луки 6:17, срав. От Матфея 11:22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деяния 27:3).

Сидон, который без сопротивления сдался мусульманам, впоследствии много страдал во время крестоносцев, будучи не раз опустошаем и вновь отстраивался, пока, наконец, не подпал под власть турок. Особенным расцветом Сидона было то время, когда турецкий султан Фахреадим здесь и в Бейруте имел свою резиденцию (1595–1634 гг.). Он выстроил громадные дворцы, развел большие плантации и парки, и поднял до значительных размеров торговлю города. После этого Сидон вновь пришел в упадок. Теперь Сидон называется Сайда и занимает только часть прежнего города с громадными развалинами стен и крепостных укреплений; он окружен роскошными садами фруктовых деревьев: оливковых, апельсиновых, тутовых и др.

Окрестности Сайды изобилуют остатками древностей. Стеклянные бутылочки, статуэтки, саркофаги особенно многочисленны в могильных пещерах, которые высечены с древних времен в известковых горах. К югу, недалеко от города, находится древний могильный памятник, который магометане называют «Неби Сейдун» (т.е. пророк Сидон) и который евреями почитается, как место, где находится «могила Завулона». Недалеко отсюда нашли в 1865 г. громадный саркофаг (надгробный памятник) из мрамора или базальта с длинной финикийской надписью, говорящей о том, что он хранит прах сидонского царя Ешмунацара (5 или 11 столетия до Р.Хр.), угрожая проклятием наглецу, который нарушит его покой.

Длинная надпись на этом хорошо сохранившемся саркофаге, который теперь находится в Париже, имеет большое значение, как неопровержимое доказательство родства древнего финикийского языка с еврейским. Надпись великого царя начинается так: «Царь Ешмунацар, царь сидонян, говорит так: Я был лишен плода моих лет, разумных, готовых к войне сыновей, я, потерявший отца, сын вдовы, покоюсь в этом саркофаге, в этой могиле, на том месте, которое я сам со всем моим царством построил... И всякому, который откроет покойника этого места успокоения или возьмет саркофаг – мое место покоя, или тем, которые похоронят в этом месте успокоения, да не будет даровано покойное место в царстве теней и да не будет таковой похоронен в могиле... Я и мать моя построили дом богам сидонян в Сидоне, приморской стране, дом Ваалу Сидонскому; да соделает он вовеки свое жилище, украшение плодоносной страны, местом для царей, да сохранит он нас от нашествия врагов к границам нашей страны – и никакой человек да не откроет мое мертвое тело».

Против таких людей и таких царей, возвышали свой голос пророки Господни, возвещая грядущий суд над Сидоном (Иеремия 27:3 и дал., Иоиль 3:4 и дал., Иезекииль 28:21 и дал.).