Седьмой год Библейский словарь Нюстрема

Седьмой год евр. шабатон. Седьмой год или субботний год (). По закону каждый седьмой год должен был праздноваться. После шестилетней обработки земли и пользования ее плодами нужно было в седьмой год дать ей субботний покой, т.е. не возделывать полей, не собирать плодов и не снимать жатвы. То, что само собою созревало в этот год на полях, а также плоды виноградной лозы и слив должны были быть общим достоянием рабов и свободных чужеземцев, бедных и животных (Исход 23:10 и дал., и дал.). Во избежение голода Бог обещал так благословить жатву шестого года, что ее хватило бы на три года ( и дал.). В субботний год также запрещено было требовать обратно долги; поэтому этот год и назывался годом прощения (Второзаконие 15:1 и дал.). Раввины и некоторые христиане толкуют это так, что долги совершенно отпускались. С этим не надо смешивать закона, по которому раб-еврей делался свободным на седьмой год своего служения (Исход 21:2). В субботний год праздник Кущей праздновался особенно, именно, всенародным чтением закона (Второзаконие 31:10 и дал., Неемия 8:1 и дал.). Цель празднования седьмого года заключалась не только в том, чтобы через равный промежуток времени давать отдых земле, равно как и домашним животным и рабам, но для напоминания народу о том, что земля принадлежит Господу и что высшее счастье и цель жизни заключается не в неперерывной заботе о земном, но в покое души в Боге, перед Богом, и в наслаждении Его благодатными дарами. Вот почему этот год должно было отличать особо торжественным чтением закона.

По-видимому, празднование субботнего года не соблюдалось народом израильским. Угрозы в случае несоблюдения этого закона мы находим в и дал. «Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться замля». Это исполнилось во время Вавилонского плена (2-я Паралипоменон 36:20 и дал.) и после него. Обязательство празднования седьмого года после плена мы находим у Неемия 10:31.