Святой Библейский словарь Нюстрема

Святой (евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделенный от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло. Израилю постоянно напоминается: «Будьте святы, ибо Я свят» (, , Псалтирь 98:5,9, Исаия 6:3, От Иоанна 17:11, Откровение 6:10).

Святыми называются в Ветхом Завете «народ Божий взятый в удел» – Израиль. (Даниил 8:24), а в Новом Завете – ученики Христовы, «святой народ» (1-е Петра 2:9), как отделенные от мира, соединенные со Христом и причастники Св. Духа (2-е Коринфянам 5:21, 1-е Фессалоникийцам 3:13, 2-е Фессалоникийцам 1:10). Святыми называются также ангелы (От Матфея 25:31, Откровение 14:10), пророки (От Луки 1:70, К Ефесянам 3:5) и апостолы (К Ефесянам 3:5). В более широком значении слова святой и освященный употребляются по отношению к известным лицам, временам и предметам (без обозначения какого-либо их доброго качества), которые были посвящены Богу или употреблялись во время богослужения (Исход 30:25, Исход 31:14, От Матфея 7:6, От Луки 2:23). В Исаия 13:3 (евр. текст) наступающие на Вавилон мидийские и персидские войска Господь называет: «Мои освященные», т.е. избраные Им для ведения Его священной войны. Впоследствии эти слова стали обозначать все разрешенное для употребления, или что-либо, прикосновение к чему не оскверняло человека. Так в 1-е Коринфянам 7:14 говорится о смешанных браках: муж язычник освящается верующей женою, и жена язычница освящается верующим мужем; дети же христиан святы; в 1-е Тимофею 4:5 сказано, что пища освящается словом Божьим и молитвою. Срав. выражения «святые горы» (Псалтирь 86:1), «святые места» (От Матфея 24:15, Деяния 6:13, Деяния 21:28), «святой город» (Деяния 9:24, От Матфея 4:5, От Матфея 27:53), «святая гора» (2-е Петра 1:18).