Самуил Библейский словарь Нюстрема

Самуил Шамуэль. Самуил, т.е. услышан Богом (испрошенный у Бога).

1. Сын Елканы и Анны, живших в Рамафаим-Цофнме, городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Господа, дала обещание посвятить его в назореи Господу; еще ребенком он был отведен ею в святилище в Силом, где вырос под наблюдением Илия и участвовал в служении при святилище (1-я Царств 1:2 и дал.). В юных годах он был призван Господом на служение посредством ночного видения, но время которого Господь открыл ему о наказании, ожидающем Илия и его дом (1-я Царств 3:1). Часто повторяющиеся от Господа откровения утвердили его призвание; и весь Израиль узнал, «что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1-я Царств 3:20). После смерти Илия Самуил сделался судьею и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (1-я Царств 7:3 и дал.) и, собравшись на войну, поразили филистимлян (1-я Царств 7:7 и дал.). Самуил судил народ во все дни своей жизни (1-я Царств 7:15), из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу, и судил Израиля (1-я Царств 7:16 и дал.). В Раме, его родном городе, Самуил построил жертвенник и исполнял обязанности священника, молился за народ и совершал жертвоприношения, хотя и не был священником (1-я Царств 7:5 и дал.). Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминании летописцев еще несколько столетий (2-я Паралипоменон 35:18). При наступлении старости он поставил своих сыновей и Авию судьями над Израилем. Развращенность этих сыновей и страх народа перед аммонитским царем Наасом заставили израильтян просить Самуила поставить им царя (1-я Царств 8:2, 1-я Царств 12:12). Такая просьба не понравилась Самуилу, однако Господь велел ему исполнить их желание, ознакомив предварительно народ с требованиями, которые царь имеет право предъявить к их личности и имуществу. Выслушав от Самуила «права царя» (1-я Царств 8:9 и дал.), народ все-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царем Саула, сына Кисова (1-я Царств 9:1,10). Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утвержден (1-я Царств 10:20 и дал.). Самуил записал права царя в книгу и положил ее «пред Господом» (1-я Царств 10:25). После победы Саула над аммонитянами Самуил еще раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале (1-я Царств 11:14 и дал.). Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупною деятельностью по отношению к народу во все время руководства им от самой юности; предостерег их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути (1-я Царств 12:1,5,19,23). Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание (1-я Царств 13:9,13), за пощаду Агага и за амалекитянскую добычу (1-я Царств 15:9,25). Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждения царя Саула, Господь послал его помазать царем Давида вместо Саула (1-я Царств 16:1). Самуил продолжал свою пророческую деятельность в Раме, где ему пришлось принять один раз бежавшего Давида (1-я Царств 19:18). Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме, в его доме (1-я Царств 25:1). Несчастный Саул искал свидания с ним после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1-я Царств 28:1).

Память пророка Самуила свято чтилась в Израиле. Современники называли его «мужем Божиим», «человеком уважаемым», обращались к нему, как к прозорливцу, чтобы через него вопрошать Бога (1-я Царств 9:6 и дал.). В Псалтирь 98:6 и Иеремия 15:1 он упоминается рядом с Моисеем и Аароном, и в Деяния 3:24, Деяния 13:20 он называется пророком (Ср. К Евреям 11:32). По 1-я Паралипоменон 26:28 он посвятил различные дары для дома Господня и по 1-я Паралипоменон 9:22 он вместе с Давидом поставил привратников у дверей святилища.

Самуил является основателем и руководителем пророческих школ, что видно из 1-я Царств 10:5, 1-я Царств 10:20, кроме того он оставил исторические записи о делах Давида (1-я Паралипоменон 29:29).

О старости Самуила и о числе лет его деятельности, Священное Писание ничего не говорит. Из того, что он был в преклонных годах при воцарении Саула (1-я Царств 8:1) и что прожил значительную часть сороколетнего царствования Саула, видно, что он дожил до глубокой старости. По Иосифу Флавию, Самуил до воцарения Саула был судьею только 12 лет.