Сады Библейский словарь Нюстрема

Сады с плодовыми деревьями (), как-то: гранатовыми, фисташковыми, масличными деревьями и виноградными лозами (Песни Песней 6:11); огороды с ароматными травами: нардом, шафраном, миррой и алоэ (Песни Песней 4:13 и дал.), овощные сады с полезными для хозяйства овощами (3-я Царств 21:2), упоминаются часто в Писании как символ благословения и покоя (Иеремия 29:5, Амос 9:14, От Луки 13:19). Конечно, насаждать сады было удобно у какого-либо источника; за неимением такового приходилось выкапывать водоемы или проводить водопроводы. Валаам уподобляет Израиля садам при реке (Числа 24:6), и благословение праведника изображается в Исаия 58:11 в виде сада, напоенного водой; в противоположность этому, сад без воды является символом бедствия и смерти (Исаия 1:30).

Под тенью деревьев наслаждались отдыхом и уединением (3-я Царств 4:25, От Иоанна 1:48, От Иоанна 18:1); в садах находились также семейные могилы (4-я Царств 21:18,28, От Иоанна 19:41); в тени садов идолопоклонники совершали свои мерзости (3-я Царств 14:23, 4-я Царств 16:4, Исаия 1:29, Исаия 65:3, Исаия 66:17, Иеремия 2:20, Иеремия 3:6). Когда созревали плоды, то надзор за садами поручался особым сторожам, которые ставили там свои шалаши (Исаия 1:8, Иеремия 4:17, Иов 27:18).

Богатые люди и цари разбивали роскошные сады и парки, занимавшие большие площади. Екклезиаст или проповедник рассказывает, что он «устроил сады и рощи, и насадил в них великие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощ, произращающих деревья» (Екклесиаст 2:5,6). Таков был, вероятно, царский сад близ Силоама, недалеко от Иерусалима (4-я Царств 25:4, Иеремия 39:4, Неемия 3:15) и сад при дворце в Сузах (Есфирь 7:7 и дал.).

Садом называется первое место жительства человека в Едеме (Бытие 2:8). От этого Божьего сада взяты иносказания в Иезекииль 28:13, Иезекииль 31:4 и дал.; конечная слава изображается также как жизнь в раю (Откровение 2:7, Откровение 22:1 и дал.).