Раб Библейский словарь Нюстрема

Раб евр. эвед. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне (Числа 31:26 и дал.), или купленные за деньги (Бытие 17:23, ), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ (Бытие 17:23, Исход 21:4). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра (Исход 21:32), а свободного израильтянина – 50 сиклей серебра ( и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина (Исход 21:2, Второзаконие 15:12) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя (); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа (Исход 21:2 и дал., и дал.), если только он до этого времени не был выкуплен ( и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы (Исход 22:3). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов (Числа 4:1, Неемия 5:5, срав. Иов 24:9, Амос 2:6, От Матфея 18:25). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Левит 18:47, где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника.

Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен (Бытие 12:16, 14:14, 24:35, 30:43), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами – израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» ( и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным (Исход 21:2); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов (Второзаконие 15:12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину (Исход 21:3 и дал.). В Иеремия 34:8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов (Иеремия 34:16), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли ().

Если раб не желал пользоваться свободою, но предпочитал оставаться у своего хозяина со своим семейством, то его в присутствии властей ставили к косяку двери, и господин прокалывал ему ухо шилом; тогда он делался рабом его навсегда, т.е. на всю жизнь (Исход 21:5 и дал.); таким образом поступали и с рабынями (Второзаконие 15:17). Прокалывание уха у многих восточных народов было обычаем, который наружно выражал послушание и покорность (Ср. Псалтирь 39:7). Плавт указывает, что ношение серег в ушах являлось признаком рабства. Талмудисты выражение «вечно» толкуют так, что время пребывания в рабстве еврея продолжалось только до юбилейного года, когда он, во всяком случае, делался свободным; другие думают, что прокалывание уха делало его рабом на всю жизнь, независимо от того, доживал ли он до юбилейного года, или нет, на одинаковых условиях с теми рабами, о которых говорится в .

В противоположность закону Исход 21:1 и Второзаконие 15:12 о том, что рабы евреи должны были быть отпускаемы на волю в 7-ой год или после 6-летнего служения, закон в Левит 15:47 и дал. предписывал, чтобы рабы, которые продали самих себя богатым поселенцам, живущим в стране, были отпускаемы на свободу не после 6-летнего служения, но только в юбилейный год. Однако, согласно этому закону, они имели право во всякое время получать обратно свободу, если их выкупали родственники, или они сами приобретали средства для своего выкупа (Лев.25и дал.); в этих случаях сумму выкупа должно было определить по числу лет, которые остались до юбилейного года, когда рабы, во всяком случае, делались свободными. Относительно того, как согласовать эти законоуставления, существует много различных мнений. Многие принимают объяснение, которое предложил Михаелис, что в обыкновенных случаях, раб из евреев делался свободным после шестилетнего служения; если он вступил в рабство незадолго до юбилейного года, то ему не нужно было ждать седьмого года, так как он делался свободным в юбилейному году.

Особые установления были предписаны законом и для дочери израильтянина, которая была продана своим отцом другому израильтянину в рабыни, в качестве наложницы. Если она не нравилась своему господину, то ее могли сейчас же выкупить, но нельзя было перепродать ее в рабство чужому народу. Если господин определил ее наложницею своему сыну, то она должна была пользоваться правом дочери, и, если сын брал себе другую, то нельзя было отнимать от первой ее прав жены, в противном случае она делалась свободной без выкупа (Исход 21:7). Также если израильтянин брал себе в жены чужую женщину из пленных, и она впоследствии переставала ему нравиться, то он не мог ее продать или обратить в рабство, но должен был отпустить ее (Второзаконие 21:13 и дал.).

Кроме общего установления о том, что к рабу еврею нельзя было относиться жестоко, но как к наемнику (Левит 21:43,53) закон предписывал также делать рабов из язычников участниками благословения Божия: их должно было обрезывать (Бытие 17:12), и таким путем предоставить им право вкушать пасхального агнца (Исход 12:44).

По позднейшему раввинскому правилу не позволялось принуждать купленного раба обрезаться; если он противился, то ему давался один год на размышление; если он и после этого оставался тверд в своем решении, то его перепродавали какому-нибудь язычнику.

Рабы и рабыни должны были пользоваться полным отдыхом в субботу (Исход 23:12, Второзаконие 5:14), иметь участие в остатках жертвы (), также в жертвенных пирах (Второзаконие 12:12,18) и в праздничном весельи (Второзаконие 16:11,14). Убивший своего раба подвергался наказанию (по толкованию раввинов – смерти) (Исход 21:20); если раб был искалечен, то отпускался на волю ( и дал.). Раба убежавшего от своего хозяина, нельзя было выдавать обратно; он имел право поселиться в Израиле, где ему было угодно (Второзаконие 23:15 и дал.). Кража людей (1-е Тимофею 1:10) была тяжким преступлением, за которое закон карал смертью (Исход 21:16, Второзаконие 24:7).

Вообще закон внушал гуманное отношение ко вдовам, сиротам, чужестранцам и пришельцам (Исход 22:2,1 и дал., Второзаконие 10:18, 24:17, 27:19); платы наемнику нельзя было задерживать до следующего утра ().

Разные места в Ветхом Завете свидетельствуют о трудном и утомительном служении рабов (Иов 7:2, Псалтирь 122:2) и о суровой дисциплине, которой они были подчинены (Притчи 29:19,21). С другой стороны, бывали случаи лучшего обращения. Случалось, что хозяин отдавал свою дочь в жены рабу (1-я Паралипоменон 2:35); более распространенным был обычай брать рабынь в наложницы (Бытие 30:3, Исход 21:9). Иногда хорошие слуги делались доверенными управителями. Сиба, раб Саула, имел 15 сыновей и 20 рабов (2-я Царств 1:2,10). В рассказе об Аврааме и Елеазаре (Бытие 24:1), о Воозе и его слугах (Руфь 2:4) и об уважении Иова к правам своих слуг (Иов 31:13 и дал.) мы встречаем картины хорошего отношения между хозяином и рабами.

Древний обычай евреев, брать своих собратьев в рабы, кажется, постепенно исчез после возвращения из Вавилонского плена. Попытка восстановить его во времена Неемии встретила определенное противодействие (Неемия 5:5 и дал.). По Иосифу Флавию, большое негодование возбудил указ Ирода о продаже в рабство воров. В Ветхом Завете мы читаем, что пленные евреи часто делались рабами других народов и продавались, например, финикийцами (Иоиль 3:6) и филистимлянами (Иоиль 3:6, Амос 1:6). Из Амос 1:9, Иезекииль 27:13 видно, что торговля рабами велась финикийцами в больших размерах. По всей вероятности, благодаря финикийцам, евреи во время Авдия были переселены в рабство в Сефарад (Авдий 1:20). Сирийцы, египтяне и римляне забирали в рабство большие партии евреев.

О египетском рабстве до Моисея см. «Египет» и «Фараон». Корни рабства, наконец, были подрублены, но не путем определенных установлений, а незаметно действующею могучею силою христианства. Наставник, Который явился в образе раба (К Филиппийцам 2:7), принял на Себя попечение о самых незнатных и учил своих последователей, что они все братья (От Матфея 23:8), и что самое великое преимущество в Его царстве быть для всех рабом (От Марка 10:44). Его апостолы подтвердили, что в Христе не существует никакой разницы между рабами и свободными (К Галатам 3:28, К Колоссянам 3:11). Они не требовали насильственного упразднения внешних форм, но учили рабов оставаться в своем звании, и, если было возможно легально получить свободу, то воспользоваться этим (1-е Коринфянам 7:20). Если христианин на своем месте, будь он господин или раб, оказывал верность, кротость и послушание, дух Христов постепенно преобразовывал также и внешние обстоятельства, и поэтому апостолы постоянно напоминали рабам об их обязанностях по отношению к господам, кто бы они ни были – язычники или христиане (К Ефесянам 6:5, К Колоссянам 3:22, 1-е Тимофею 6:1, К Титу 2:9, 1-е Петра 2:18 и дал.). Старец Павел возвращая своему другу Филимону, его беглого раба Онисима, ходатайствует за виновного, прося не об освобождении, но о прощении и братском отношении к вернувшемуся (К Филимону 1:12,16).