Псалмы Библейский словарь Нюстрема

Псалмы Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири – сборника духовных песнопении народа израильского. Эти псалмы поются по всему лицу земли на сотнях языков. Еврейское название этого сборника, – одной из, так называемых, поэтических книг Ветхого Завета, – техиллим, т.е. хвалебные песни. Другое общее еврейское название находим в Псалтирь 71:20 – Тефиллот – молитвы. Эти два наименования определяют также внутренее содержание этих песнопений, а именно, хваления и молитвы. Из 150 псалмов только один (144) озаглавлен словом «Техилл», т.е. хвала; 57 из них озаглавлены словом «мизмор» – псалом (например, 3, 4); 5 имеют заглавие «тефилла», т.е. молитва (16, 85, 89, 101, 141); 6 названы михтам», по всей вероятности, то же, что «михтав», т.е. песнь или писание (15, 55–59); 13 псалмов названы «маскиль», т.е. учение (например, 31, 44, 87). Многие носят название «шир», т.е. песнь, употребляемое вместе с «мизмор», т.е. псалом для пения; 15 псалмов (119–133) носят название: «песнь восхождения», что обозначает, вероятно, торжественные песнопения, которые пелись на пути в святилище, Псалтирь 7:all назван «шиггайон». См. «Музыка». Весь сборник получил название Псалтырь (от греч. «псалло», т.е. пение сопровождаемое игрою на псалтири – струнном инструменте; см. «Музыка»).

В От Луки 24:44 «Псалмы» обозначают вообще поэтический отдел в Ветхом Завете (См. «Библия»). По содержанию Лютер делит псалмы на а) пророческие, б) поучительные, в) утешительные, г) молитвенные, д) благодарственные. Однако, надо иметь в виду, что иногда в одном и том же псалме встречаются 2 или 3 из этих подразделений, а изредка и все пять. Некоторые из благодарственных псалмов содержат обращение к Иегове как Творцу природы и всей вселенной (Пс 8З.1, Псалтирь 103:1); другие прославляют Его, как покровителя и защитника Израиля (Псалтирь 19:1, Псалтирь 28:1, Псалтирь 32:1, Псалтирь 45:1, Псалтирь 46:1). Некоторые составлены отдельными лицами, прославившими таким образом Бога за полученную помощь (Псалтирь 17:1, Псалтирь 30:1), иные псалмы восхваляют особенные качества Иеговы (Псалтирь 89:1, Псалтирь 102:1, Псалтирь 138:1). Большая часть псалмов носит чисто лирический характер; в них выражены субъективные религиозные чувства, например, вера и упование (Псалтирь 22:1, Псалтирь 61:1, Псалтирь 124:1); преданность (Псалтирь 15:1); сожаление о невозможности присутствовать на богослужении (Псалтирь 41:1, Псалтирь 42:1, Псалтирь 83:1); молитвы о прощении грехов и т.д.; сюда принадлежат 7, так называемых, покаянных псалмов (Псалтирь 6:1, Псалтирь 31:1, Псалтирь 37:1, Псалтирь 50:1, Псалтирь 101:1, Псалтирь 129:1, Псалтирь 142:1). К поучительным псалмам относятся Псалтирь 1:1, Псалтирь 33:1, Псалтирь 127:1, Псалтирь 14:1, Псалтирь 31:1, Псалтирь 49:1 и др. Плачевные псалмы, в которых псалмопевец выставляет нужду свою или народа и взывает о помощи, многочисленны: например, Псалтирь 3:1, Псалтирь 9:1, Псалтирь 22:1Псалтирь 39:1, Псалтирь 12:1, Псалтирь 54:1, Псалтирь 78:1 и т.д. Многие псалмы содержат краткую историю израильтян для поучения, ободрения и предупреждения, например, Псалтирь 77:1, Псалтирь 104:1, Псалтирь 105:1, Псалтирь 106:1, Псалтирь 113:1.

Особенного внимания заслуживают мессианские псалмы. Они разделяются на чисто пророческие, которые содержат дальнейшее развитие прежних предсказаний и обетовании, и в которых Обетованная личность ясно рисуется духовному зрению; и прообразные, в которых святые псалмопевцы, особенно Давид, так высказывают свои собственные опыты жизни, чувствования и упование, что, благодаря гармонии в плане Царствия Божия и водительству Св. Духа, личность говорящего и образ Грядущего сливаются. В псалмах этого рода в одном случае образ Мессии выступает на первом плане, а личность псалмопевца почти не заметна, а в другом – указание на Мессию представляется в слабых, легких, едва уловимых намеках; поэтому невозможно определенно указать, какие, псалмы имеют мессианское содержание и какие не имеют.

Мессианскими псалмами в строгом смысле являются следующие: Псалтирь 2:1, Псалтирь 8:1, Псалтирь 15:1, Псалтирь 21:1, Псалтирь 39:1, Псалтирь 44:1, Псалтирь 68:1, Псалтирь 71:1, Псалтирь 109:1. Но, как уже сказано, мы и в других псалмах встречаем указания на личность Христа, Его дело и будущее господство. Например, в Псалтирь 39:7 и дал. говорится о пришествии Христа, Который Своим совершенным послушанием отменит Моисеево жертвоприношение (См. К Евреям 10:5 и дал., Псалтирь 131:11 предсказывает что Христос произойдет из дома Давидова (Деяния 2:30); Псалтирь 44:7 и дал. предсказывает Его божественную природу (К Евреям 1:8); Псалтирь 117:22 говорит о том, что Он будет отвергнут евреями (От Матфея 21:42, Деяния 4:11, 1-е Петра 2:6); Псалтирь 21:1 говорит о Его страдании на кресте (ст. 2, 9); Псалтирь 15:8 и дал. – о Его воскресении (Деяния 2:25 и дал.); Псалтирь 67:19 – о Его вознесении и о даровании Им Св. Духа (К Евреям 4:8). Псалтирь 68:1, Псалтирь 108:1 говорят о суде над Иудою и евреями (Деяния 1:20, К Римлянам 11:9 и дал.). Псалтирь 116:1 – о призвании язычников (К Римлянам 15:11). Псалтирь 72:1 проводит конечную победу царства Мессии. Псалтирь 109:1 особенно достопримечателен, как, вполне и исключительно указывающий на Христа (Ср. Псалтирь 2:1, 1-е Коринфянам 15:25, Деяния 2:34, К Евреям 1:13).

Псалмы исторического содержания, говорящие о Давиде и народе Божьем, часто получают прообразное значение, указывая на Христа и Его Церковь. Когда Давид описывает своих врагов, свои страдания и победы, то его духовный взор проникает в будущее, речь становится возвышенной и относится к грядущему Мессии, выдающимся прообразом Которого является сам Давид, так что Христос иногда называется его именем (Иеремия 30:9, Иезекииль 34:23 и дал., Осия 3:5).

Что касается авторов (составителей) псалмов, то, судя по заглавиям, 73 псалма принадлежат Давиду (Псалтирь 1:1Псалтирь 31:1, Псалтирь 33:1Псалтирь 40:1, Псалтирь 50:1Псалтирь 64:1, Псалтирь 67:1Псалтирь 69:1, Псалтирь 85:1, Псалтирь 100:1, Псалтирь 102:1, Псалтирь 107:1Псалтирь 109:1, Псалтирь 121:1, Псалтирь 123:1, Псалтирь 30:1, Псалтирь 132:1, Псалтирь 137:1Псалтирь 144:1); один принадлежит Моисею, «человеку Божию» (Псалтирь 89:1); 2 Соломону (Псалтирь 71:1, Псалтирь 126:1); 12 Асафу (Псалтирь 49:1, Псалтирь 72:1Псалтирь 82:1); 1 Еману (Псалтирь 87:1); 1 Ефаму (Псалтирь 88:1); 12 псалмов принадлежат «сынам Кореевым», известным певцам из левитов во времена Давида (Псалтирь 41:1Псалтирь 48:1, Псалтирь 83:1, Псалтирь 84:1, Псалтирь 86:1, Псалтирь 87:1, о Псалтирь 87:1 сказано, что он составлен Еманом); они являются наилучшими из псалмов. Составителей прочих псалмов невозможно определить. Псалмы, составленные, по всей вероятности, во время и после Вавилонского плена, – следующие: Псалтирь 101:1, Псалтирь 106:1, Псалтирь 110:1Псалтирь 117:1, Псалтирь 120:1, Псалтирь 122:1, Псалтирь 125:1, Псалтирь 128:1, Псалтирь 136:1, Псалтирь 145:1Псалтирь 150:1, Псалтирь 119:1. Относительно заглавных терминов (обозначений) см. «Музыка». Об «алфавитных» псалмах см. «Поэзия». Псалтырь разделен на 5 книг, которые ясно обозначены заключительными словами; именно книга 1. – Псалтирь 1:1Псалтирь 40:1, книга 2. – Псалтирь 41:1Псалтирь 71:1, книга 3. – Псалтирь 72:1Псалтирь 88:1, книга 4. – Псалтирь 89:1Псалтирь 105:1, книга 5. – Псалтирь 106:1Псалтирь 150:1 Это деление существовало до перевода 70 толковников (Septuaginta). Неизвестно, когда и кем эти отдельные книги и вообще весь этот сборник расположены в сохранившемся до сих пор порядке и соединены в одну общую книгу – Псалтырь. Первая книга содержит исключительно псалмы Давида, вторая и третья – псалмы Давида и его современников; в остальных книгах расположены все прочие священные поэтические произведения. Замечено удивительное различие между этими книгами по их употреблению имени Иегова и Элохим. В 1. книге преобладает имя Иегова, оно встречается 272 раза, тогда как Элохим (употребленное отдельно) только 15 раз; во 2 книге 164 раза встречается слово Элохим и 30 – Иегова; в 3 книге – Иегова 44 раза и Элохим 43 раза; в обеих последних книгах 339 раз Иегова и 7 раз Элохим. О различии слов Иегова и Элохим см. «Бог». Завершение сборника приписывается книжнику и священнику Ездре, которого многие считают автором длинного 118 псалма.

Ценность псалмов Иисус Христос подтвердил тем, что Сам вместе с учениками пел пасхальные псалмы (От Матфея 26:30); что Он разяснил эту часть Св. Писания Своим ученикам, указывая, что говорится в псалмах о Нем и Его Царстве (От Луки 24:44); это Он в беседе с врагами пользовался псалмами (От Матфея 24:43) и, наконец, на кресте излил душу Свою словами псалма (От Матфея 27:46, От Луки 23:46). Спав, употребление псалмов Петром (Деяния 2:1), равно как и апостолами вообще (Деяния 4:11, Деяния 13:33, К Евреям 1:2). Павел побуждает верующих назидать друг друга псалмами, славословиями и песнопениями духовными (К Ефесянам 5:19, К Колоссянам 3:16), под этим он, вероятно, подразумевает как Псалтырь, так и позднейшие духовные песнопения. Из 1-е Коринфянам 14:15,26 видно, что в собраниях верующих назидательное поучение чередовалось с молитвою и пением.