Примирение Библейский словарь Нюстрема

Примирение или очищение Еврейское слово киппур, которое иногда переводится русским словом «примирить», собственно, означает покрывать; и мысль, вложенная при различных применениях в основу этого слова и происшедших от него, такова: скрыть грешника (или его грех) от того, против кого он согрешил, т.е. отвратить от него гнев последнего. В одном месте это слово употребляется в смысле умилостивления обиженного, именно в Бытие 32:20, где Иаков посылает подарок брату Исаву, «ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами (евр. я желаю покрыть его лицо дарами...) может быть, и примет меня». В таком смысле это слово едва ли еще употребляется в Библии, разве только во 2-я Царств 21:3, где Давид спрашивает гаваонитян ..."чем примирить (вас)?» и в Притчи 16:14 «мудрый человек умилостивит его».

Значение этого слова при левитском служении с жертвами видно из , где говорится о великом дне очищения. В ст. 18, 19 значение слова примирить то же, что и очистить или освятить; в ст. 30 мы читаем, что примирение Израиля совершилось в тот день так, что они очищались от всех своих грехов. Жертва примирения являлась, следовательно, тем средством, через которое грешник очищался от всех своих грехов и мог снова вступить в общение с Богом. И то, что примирителем был Сам Бог, во имя Которого священник очищал народ, видно из многих мест, так, например, Второзаконие 21:8 «очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови» и они очистятся от крови; Второзаконие 32:43 «Он очистит землю Свою и народ Свой; 2-я Паралипоменон 30:18-19 «Господь благий да простит (очистит) каждого, кто расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Господа Бога». Также в Псалтирь 64:4, Псалтирь 77:38, Псалтирь 78:9 говорится, что Господь очистит грехи и отвратит Свой гнев. (Ср. Иеремия 18:23, Иезекииль 16:63). В некоторых местах в русском переводе Библии слово «очищать» заменено словом «прощать». Далее, значение этого слова освещается с рассмотрением таких мест, как Числа 25:11 и дал. Здесь говорится, что гнев Господень воспламенился на израильтян за их идолопоклонство и Бог повелел Моисею поразить смертью всех, поклонявшихся Ваалу-Фегору. Когда один из народа открыто привел язычницу в шатер, то Финеес, горя ревностью по Богу, взял копье и пронзил их обоих в чрево. Тогда поражение прекратилось. Господь говорит об этом: «Финеес, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их... за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил (очистил) сынов Израилевых» (Числа 25:11-13). Очищение Финеесом сынов Израиля обозначает то, что он отвратил от них гнев Божий. Аарону также сказано, что он заступил (очистил) народ (Числа 16:46) и, как он это сделал, видно из 47–48 стихов. «Он положил курения и заступил (очистил) народ. Стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось».

Очистить грешника от грехов и этим отвратить от него гнев было также целью того примирения, которое символизировалось жертвоприношениями. Левитское священство, по Божьему повелению, должно было примирять или очищать самих себя, народ и скинию (, Левит 16:24, Числа 8:12,19). «Душа в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (). Это примирение, обыкновенно, выражается по-еврейски – соединением слова «киппур», т.е. покрывать со словом обозначающим грешника, посредством предлога «над» (евр. «аль»), так что «примирить кого-нибудь» по-еврейски буквально обозначает «покрыть его». Преступление, требующее примирения, часто выражается при помощи вспомогательных слов «за» или «над его грехом» или «от его греха» и т.д. Так, например, см. «И очистит его священник овном повинности перед Господом от греха, которым он согрешил» (, срав. Левит 8:31,35, Левит 8:10,13,18, , , Левит 8:29).

Иногда не сам грешник является объектом очищения, но его грех, например, в Исход 32:30 Моисей говорит народу: «Я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего», срав. 1-я Царств 3:14 «Вина Илиева не загладится». Также в Даниил 9:24 говорится, что семьдесят седьмин определены для народа, чтобы покрыто было преступление, грехи запечатаны и беззакония заглажены. Во всех этих выражениях проходит одна основная мысль о средстве очищения, или спасения, которым Бог очищал человека, чтобы он снова мог вступить в общение с Ним. Кровь определенного Богом жертвенного животного служила примирением для души или выкупом (евр. «кофер»). В этом значении слово «кофер» (очищение или выкуп) употребляется в Исход 21:30 о том выкупе, который должен заплатить допустивший бодливого вола свободно ходить и забодать на смерть мужчину или женщину. По закону Исход 30:12, во время исчисления народа, всякому должно дать Господу выкуп (кофер) – покров или примирение за душу, «и не будет между ними язвы губительной при исчислении их».

Покровом или примирением называлась также золотая крышка на ковчеге завета (евр. капорет) (Исход 25:17, Исход 37:6), которую первосвященник кропил кровью в день очищения (Левит 37:15). Эта крышка, которая в К Евреям 9:15 по-гречески называется «гиластерион», т.е. средство примирения, и которая была осенена херувимами славы, называется в Ветхом Завете подножием Бога (1-я Паралипоменон 28:2, срав. Псалтирь 98:5, Псалтирь 131:7, Плач Иеремии 2:1). Это было то место, где Бог встречал Моисея и Аарона, и говорил к ним (Исход 25:22, ). Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, то слышал голос, говорящий ему с крышки ковчега откровения, между двумя херувимами (Числа 7:89). «Святое Святых» в храме называлось также домом очистилища (евр Бет акапорет) (1-я Паралипоменон 28:11, евр. текст).

Покрытие и помилование грехов, которое в Ветхом Завете выражается словами «киппур», «кофер» и т.д., в Новом Завете выражено греческим словом «гиласкестай» и производными от этого корня «гиласмос» и «гиластерион». Лучи ветхозаветных прообразов сосредотачиваются как в фокусе, в лице Христа, Который Сам является первосвященником, жертвенным Агнцем и очищением. «Он верный первосвященник для за грехи народа» (К Евреям 2:17). То же название (очистилище), которое в К Евреям 9:5, дается крышке, Павел в К Римлянам 3:25 дает Христу, говоря, что «Бог предложил Его в жертву умилостивления (гиластерион) в крови Его чрез веру, для показания правды Его (Христа) в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». Из этого места, равно и из К Евреям 9:15, где говорится, что смерть Христа служила для искупления от преступлений сделанных в первом завете, ясно видно, что все, прообразуемое жертвами, в полноте дано во Христе. Кровь левитских жертв не могла уничтожить грехов (К Евреям 10:4), и очистить порочную совесть (К Евреям 9:9), но только освятить телесно, например, очистить дом от проказы (), и давать прощение только за невольные грехи ( и дал., Числа 15:22-29); грехи не могли быть очищены по личному желанию человека (ст. 30,31). Кровь же Христа очищает совесть (К Евреям 9:14) от всех грехов (1-е Иоанна 1:7). Незнавшего греха, Бог сделал для нас жертвою за грех (греч. «грехом для нас») (2-е Коринфянам 5:21); Христос пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1-е Петра 3:18), отдав Свою жизнь для искупления многих (От Матфея 20:28), вошел во святилище «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью, и приобрел вечное искупление» (К Евреям 9:12). Когда Он умер, завеса в храме разорвалась; огонь жертвенника скоро угас и храма не стало. Христос теперь есть умилостивление (гиласмос) за наши грехи и за грехи всего мира (1-е Иоанна 2:2, 1-е Иоанна 4:10) и живущим во Христе нет никакого осуждения (К Римлянам 8:1), ибо будут спасены Им от гнева (К Римлянам 5:9, 1-е Фессалоникийцам 1:10); напротив, отвергающий Его не увидит жизни и гнев Божий пребывает на нем (От Иоанна 3:36).

Приведенные выше места показывают, что, как в еврейских, так и в гречиских выражениях грешник (или грех, или пораженные грехом предметы) всегда стоит как объект. Языческой окраски в употреблении, например, слова «гиласкестай» – умилостивлять – Библия старательно избегает. Греки часто употребляли это слово по отношению к своим богам: они говорили об умилостивлении Юпитера и т.д.; но выражение «умилостивлять Бога» – не встречается в основном тексте Библии. Там говорится: «все же от Бога» (2-е Коринфянам 5:18). Бог дал нам во Христе Спасителя, чтобы Он примирил нас и очистил от всех грехов; и оба завета проповедуют о необходимости жертвы очищения не для того, чтобы умилостивить Бога, но для того, чтобы очистить нашу совесть верою во Христа, сделавшегося совершенным через страдания и воскресшего из мертвых. О жертве на Голгофе намекало ветхозаветное жертвоприношение; и около него, пожертвовавшего Себя на Голгофе и воскресшего из мертвых, концентрируется проповедь апостолов. (Ср. Деяния 4:10, Деяния 17:31, К Римлянам 4:25, 1-е Коринфянам 2:2, 1-е Коринфянам 15:12, К Галатам 3:1, 1-е Петра 1:21, К Евреям 13:20, Откровение 1:18, Откровение 13:8).

Это очищение во Христе описывается в Новом Завете также словами другого корня, именно, «каталлассейн», и «каталлаге». «Каталлассейн» обозначает «переставлять», «променять», «поставить в другое положение», а «каталлаге» обозначает самую перемену или состояние, происшедшее от перемены. «Гиласмос» означает примирение в смысле «снятие с человека греха через очищение»; «каталлаге» означает примирение в смысле состояния мира, происшедшего от очищения от греха. Возможно, что в некоторых местах Писания оба значения выражены словом «каталлассейн». Вот места, где встречается это слово: К Римлянам 5:10 «Мы примирились с Богом смертью Сына Его». (1-е Коринфянам 7:11 о том, что жене должно примириться с мужем); затем 2-е Коринфянам 5:18 «от Бога, примирившего нас с Собою Иисусом Христом» 2-е Коринфянам 5:19 «Бог во Христе примирил с Собою мир»; 2-е Коринфянам 5:20 «Примиритесь с Богом». Слово «каталлаге» встречается в К Римлянам 5:11, К Римлянам 11:15, также во 2-е Коринфянам 5:18 и дал. о служении примирения и о слове примирения. Слово «каталлассейн» встречается и в соединении с предлогами в К Ефесянам 2:16 и обозначает, что Христос примирил с Богом посредством креста и язычников, и евреев, и в К Колоссянам 1:20 и дал. о том, что Богу благоугодно было через Христа примирить с Собою все и земное, и небесное.

Из всех этих мест мы ясно видим, что примирение исходит от Бога, и что люди нуждаются в примирении с Богом, и что это примирение совершается через Христа. Кто во Христе принимает «гиласмос», которое предлагает Бог, тот приобретает сейчас же «каталлаге», или примирение с Богом. Через страдание, послушание и ревность по Богу (Числа 25:13, От Иоанна 2:17) Христос Своей жизнью, смертью и воскресением победил грех, смерть и дьявола (К Римлянам 8:3, От Иоанна 12:31), и Сам сделался совершенным вождем спасения вечного (К Евреям 2:10, К Евреям 5:8), могущим очищать от греха и постоянно спасать тех, которые через Него приходят к Богу (К Евреям 5:9, К Римлянам 5:9 и дал.); поэтому можно во имя Его проповедывать очищение и примирение, и поэтому же Господь и теперь посылает Евангелие (благую весть) Своим врагам с призывом сложить оружие, почтить воскресшего из мертвых Сына и обратиться через Него к Богу. Это то примирение, на которое каждый должен лично согласиться и принять его. Сам Христос, отданный Отцом и воскресший для всех, есть «гиласмос» или примирение, для всего мира, и Он же, принятый верою и живущий в сердце, есть «каталлаге», т.е. умилостивление или примирение верующих в Него.