Пища Библейский словарь Нюстрема

Пища и питье. На Востоке приготовление пищи не вызывает так много затруднений и хлопот, как у нас. Природа сама предлагает щедрою рукою готовые питательные вещества, множество вкусных и полезных плодов, например, виноград, который утоляет жажду и к тому же очень питателен; фиги, финики, миндаль и т.п.; самое чистое масло и очень жирное молоко, большое количество дынь и различного рода овощи. Поэтому варка пищи не является необходимостью. Самой необходимой пищей был хлеб, который пекли ежедневно. Хлеб и вода вообще упоминаются в Писании, как самое необходимое для жизни: «хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет» (Исаия 33:16). Поэтому и встречаются такие выражения: «всякий стебель хлебный истребил» (Псалтирь 104:16); «истребил в ней хлебную опору» (Иезекииль 14:13, срав. Амос 8:11). Ели также баранину, телятину, а богатые, кроме того, и нежную дичь (3-я Царств 4:23, Неемия 5:18). Все-таки мяса употребляли в пищу гораздо меньше, чем в холодных странах. Рыба упоминается также, как пища, употреблявшаяся с хлебом (От Иоанна 6:9, От Иоанна 21:9). Сушеные и жареные пшеничные зерна были в древности и до сих пор еще являются любимой пищей (Ср. , 1-я Царств 17:17). Саранча также была довольно обыкновенным кушанием бедняка; ее или жарили на решетках, или сушили на солнце.

Законом были установлены некоторые ограничения относительно пищи. Так, например, нельзя было варить козленка в молоке его матери (Исход 23:19, Исход 34:26). Срав. «Козленок»; не позволялось в один и тот же день закалывать корову, овцу или козу вместе с их порождением (). Кровь, а также павших животных, не только было запрещено есть, но даже и прикасаться к ним. Вообще законом было установлено строгое различие между чистыми и нечистыми животными. Евреи ели только пищу приготовленную евреем и никогда не варили пищи в посуде иноплеменника. Считалось за осквернение, есть вместе с кем-нибудь нечистым по закону, например, с самарянином (От Иоанна 4:9); мытарями (От Матфея 9:11) или язычниками (К Галатам 2:12). Есть с кем-либо вместе означало доверие и дружбу, залог дружеского отношения между семействами, и в будущем – между их детьми. Законы гостеприимства соблюдались свято и строго; даже и теперь у арабов случается, что беглец находит временный приют в палатке врага. Нарушение этого святого обычая считалось преступлением (Псалтирь 40:10).

Обыкновенным напитком служила вода. Рано узнали про опьяняющее вино (Бытие 9:20 и дал.). Финиковое вино и т.п. напитки употреблялись бедным населением, а также одно из дешевых вин, которое называлось уксусом (От Матфея 27:48, Руфь 2:14).

Еврейский закон, запрещающий употребление в пищу удавленины и крови, соблюдался первое время и в христианской церкви; он был одобрен собором в Иерусалиме, который и советовал христианам соблюдать его, чтобы не соблазнять посещающих синагогу (Деяния 15:9-21). Относительно употребления пищи, принесенной в жертву идолам, см. «Идоложертвенное мясо».

Предполагают, что евреи принимали пищу два раза в день, что соответствует нашему обеду, и ужину. (От Луки 14:12 «обед и ужин»). Главным временем еды был ужин, при заходе солнца, когда спадал утомительный дневной зной. Поэтому пиршества обыкновенно устраивали во время ужина (Ср. От Марка 6:21, От Луки 14:16, От Иоанна 12:2).

Так как не употребляли ножей и вилок (срав. От Марка 14:20, От Иоанна 13:26), то омовение рук было необходимо как до, так и после еды. (Сравни Ев. от От Матфея 15:20, От Марка 7:3). Поэтому и было прилично взять кусок хлеба рукою (От Иоанна 13:26), обмакнуть его в соус или что-либо подобное и положить другу в рот (Руфь 2:14). Подобный обычай сохранился и доныне в Палестине. Д-р Иоветт рассказывает следующие: «К ужину подаются 2 или 3 горячих блюда, зелень и кислое молоко. Мне давали ножик, ложку и тарелку, а прочие брали прямо из миски, в которой можно было наблюдать 5 арабских рук одновременно. Их хлеб чрезвычайно тонок и легко разрывается (подобно нашему блину). В него завертывают твердую пищу перед отправлением в рот или свертывают его трубочкой, и употребляют вместо ложки для жидкой пищи. Когда хозяин находил какой-нибудь лакомый кусочек на блюде, то брал его пальцами и клал мне в рот».

Призывать Божие благословение перед принятием пищи было обычаем, который соблюдался уже в Ветхом Завете, например, Самуилом (1-я Царств 9:13). Христос также делал это (От Матфея 14:1, От Матфея 26:26).