Петр Библейский словарь Нюстрема

Петр апостол Иисуса Христа, нередко упоминаемый первым, когда речь идет об апостолах (От Матфея 10:2, От Марка 3:16, От Луки 6:14, Деяния 1:13); он часто говорит от их лица (От Матфея 16:16, От Матфея 19:27, От Матфея 26:40, От Марка 8:29, От Луки 12:41). Его настоящее имя было Симон; он был сын некоего Ионы и брат Андрея, вместе с которым занимался ловлею рыбы; жил он в Капернауме (От Матфея 4:18, От Матфея 8:14). В 1-ой главе ев. Иоанна говорится, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя; когда Андрей привел своего брата Симона к Иисусу, то тот дал ему новое имя – Кифа, или по-гречески Петр, т.е. камень (От Иоанна 1:42). Христос призвал их вторично в Галилее, когда они закидывали сети в море, словами: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Они тотчас оставили сети и последовали за Ним (От Матфея 4:18 и дал.). Вместе с Иаковом и Иоанном Симон составлял тесный кружок учеников, близких Иисусу, которые присутствовали при Преображении «на святой горе» (2-е Петра 1:18), при воскресении дочери Иаира и в Гефсимании. Симон первый исповедал Иисуса Мессией, Сыном Божьим (От Матфея 16:16), и Иисус назвал его новым именем Кифа, или Петр, т.е. камень, на котором Спаситель обещал построить Свою Церковь; может быть, этими словами Христос указывал на первую проповедь Петра в день Пятидесятницы, когда к Церкви присоединилось 3000 душ (Деяния 2:1), и на его проповедь в доме Корнилия, когда первые христиане из язычников были приняты в Церковь (Деяния 10:1). Срав. название столп в К Галатам 2:9. «Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения». Название Петр все-таки не препятствовало ему в начале иметь плотские понятии о Царстве Божием: он хотел отговорить своего Господа от пути страдания, за что и был обличен Иисусом (От Матфея 16:22 и дал.). Петр был человеком пылким по натуре; он смело пошел по воде навстречу Господу, но бушующие волны скоро устрашили его и он поколебался в вере (От Матфея 14:28 и дал.). Он также горячо обещал Господу быть верным до конца. Вместе с Иоанном он отважно последовал за Иисусом в среду врагов, извлек меч и ударил им одного из слуг, присланных взять Иисуса (От Иоанна 18:10,15). В час же искушения он не устоял и трижды отрекся от своего Господа (От Матфея 26:69, От Марка 14:66, От Луки 22:55, От Иоанна 18:17 и дал.). Заметив обращенный на него взор Иисуса, Петр вышел, горько заплакав. Впоследствии он получил от ангела, свидетеля воскресения Христа, особенное повеление идти в Галилею, чтобы встретить там Иисуса (От Марка 16:7). У Тивериадского моря Господь трижды спросив Петра, любит ли он Его, дал ему поручение пасти Его агнцев и овец и предсказал о его предстоящей мученической кончине (От Иоанна 21:15).

После вознесения Иисуса и сошествия Св. Духа Петр выступил смелым свидетелем Воскресшего и в его проповедях, страданиях и делах проявилась перерождающая, укрепляющая и созидающая общества верующих сила (Деяния 2:14, Деяния 3:5, Деяния 4:3,13, Деяния 5:18,29, Деяния 9:32 и дал.). В Иоппии он был научен особым видением проповедовать Евангелие язычнику Корнилию (Деяния 10:1); после этого он сильно и красноречиво защищал свой поступок перед братьями в Иерусалиме. Если Бог в видении повелел ему заколоть и есть таких животных, которых закон объявил нечистыми, но которых Бог очистил, то он должен был послушаться побуждения Духа и идти с посланными от Корнилия в Кесарию; видя же, как Дух Святой сошел на слушавших Евангелие об Иисусе, он должен был крестить их во имя Господа, ибо «кто же я» – говорит он – «чтобы мог воспрепятствовать Богу» (Деяния 11:1-18).

После смерти Иакова старшего, Ирод намеревался убить и Петра и заключил его в тюрьму, но ангел Господень освободил апостола ночью, и он неожиданно пришел к своим друзьям (Деяния 12:3 и дал.). После недолгого отсутствия (Деяния 12:17) он снова выступил на соборе апостолов (Деяния 15:7 и дал.) как посредник между спорящими сторонами. Потом мы видим его в Антиохии (К Галатам 2:11 и дал.) и в миссионерских путешествиях в сопровождении жены (1-е Коринфянам 9:5).

О его кончине в Новом Завете ничего не сказано. Предание говорит, что он проповедовал в Малой Азии (срав. 1-е Петра 1:1), затем в Риме и что в этом городе он мученически закончил свою жизнь (в 64 или 69 году), будучи распят на кресте головой вниз, потому что не считал себя достойным умереть таким же образом, как и его Наставник.

О жизни Петра в Риме Новый Завет ничего не говорит, если не предположить, что Вавилон, из которого Петр написал свое первое послание, – и есть Рим (1-е Петра 5:13).

Об отношениях Петра к Павлу, см. «Павел».