Первенец Библейский словарь Нюстрема

Первенец евр. бен бхор. За перворожденным младенцем мужского пола признавалось преимущественное право, потому что он – «начаток силы» (Бытие 49:3). Поэтому он должен был:

1. быть посвящен Господу (Исход 22:29 и дал.). Одна из главных причин такого преимущества была та, что Господь пощадил израильских первенцев в Египте (Исход 13:1 и дал.). Впоследствии было избрано колено Левиино, чтобы заменять первенцев (Числа 3:12), но так как число первенцев по первому исчислению израильтян превышало число левитов на 273 человека (Числа 3:39,43), то этих 273 первенцев должно было выкупить, считая по 5 сиклей с человека; это же применялось и для последующих первенцев превышающих число левитов (Числа 3:44 и дал.). Выкуп предназначался для скинии (Числа 8:11, срав. От Луки 2:22). Так же и из скота все первородное мужского пола, если оно было из чистых животных, должно было жертвоваться Господу; за нечистых же животных вносили выкуп в размере 5 сиклей (Числа 2:1) должен был иметь высший авторитет в семействе (Ср. Бытие 49:3), и права первородства, которые заключаются а) в наследовании двойной части по сравнению с другими; если у кого были 2 жены, из которых одну он любил, а другую не любил, и если нелюбимая родила первенца, то отец не мог, при разделе своим сыновьям имения, дать преимущество сыну любимой пред первородным сыном нелюбимой жены (Второзаконие 21:15 и дал.), б) в большем почтении и власти в роде, отчего он и становился преемником своего отца, например, в управлении царством (2-я Паралипоменон 21:3). Иногда говорится о израильских начальниках, как главах семейств; вероятно, они пользовались правом первородства (Числа 7:2, Числа 25:14). Это право могло быть утрачено (1-я Паралипоменон 5:1). Продажа его была для Исава вечным стыдом (Бытие 25:34, К Евреям 12:16).

Таким образом, название «первородный» со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Поэтому и произошли некоторые символические выражения:

1. Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (т.е. Божий) в смысле первого избранного Богом народа, взятого в удел (Исход 4:22, срав. К Римлянам 3:1 и дал.).

2. Христос называется «Первородным между многими братьями» (К Римлянам 8:29), «рожденный прежде всякой твари» (К Колоссянам 1:15), «Первенцем из мертвых» (К Колоссянам 1:1, Откровение 1:5), потому что Он первый во всем: в священстве, в жертве, в царстве (Ср. От Матфея 28:18, Псалтирь 8:7, К Евреям 1:2). Уже в пророческом псалме сказано: «И Я сделаю Его Первенцем, превыше царей земли» (Псалтирь 88:28).

3. «Церковь первенцев написанных на небесах» (К Евреям 12:23), по мнению одних, обозначает первых учеников Христа, которые как первенцы, пошли домой первые из среды верующих; по мнению других, тут подразумевается вообще Церковь Христова, члены которой суть «первенцы», «первенцы от стада» (Иакова 1:18, Откровение 14:4), и хотя они находятся здесь но имена их написаны на небесах (От Луки 10:20).

4. «Первенец смерти» (Иов 18:13), обозначает, вероятно, какую-нибудь опустошительную заразную болезнь.