Пасха т.е. прохождение мимо, или пощада; (греч. Паска, евр. Песах); (Исход 12:11), название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исход 12:12 и дал.). В десятый день месяца Авива или Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исход 12:5, срав. 2-я Паралипоменон 35:7); в 14-й день при захождении солнца (Второзаконие 16:6) закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исход 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исход 12:4). Все члены семейства должны были есть агнца, но, конечно, только обрезанные. Если пришелец, поселившийся среди израильского народа, желал участвовать во вкушении агнца, то он прежде должен был обрезаться (Исход 12:48). Господь повелел народу через Моисея и Аарона, есть пасхального агнца при следующей обстановке: «Пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его (агнца) с поспешностью» (Исход 12:11). Все животное должно было быть съедено, и ничего (никаких остатков) от него не должно было выносить из дома, а сжечь в ту же ночь. Так ели пасхального агнца в израильских жилищах в последнюю ночь в Египте. И когда Господь видел кровь на косяках дверей, то проходил мимо (Исход 12:1).
Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исход 12:14,24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Второзаконие 16:2 и дал.) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2-я Паралипоменон 30:16, 2-я Паралипоменон 35:11). Те, кто из-за нечистоты левитов или по другим причинам не могли праздновать Пасхи в установленное время, должны были праздновать ее в следующем месяце; того, кто совсем не праздновал этого дня, должно было истребить (Числа 9:6 и дал.; Срав. 2-я Паралипоменон 30:1). Обязанными праздновать Пасху, по Исход 23:17, были только мужчины. Но некоторые раввины распространили эту заповедь и на женщин.
В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву – каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой – общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исход 12:46, От Иоанна 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца – Христа (1-е Коринфянам 5:7, Срав. 1-е Коринфянам 10:7), Который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.
Из некоторых мест, как, например, Второзаконие 16:1 и дал. (о мелком и крупном скоте) и 2-я Паралипоменон 35:7 и дал. (об агнцах, козлятах и волах) видно, что во время праздника Пасхи, кроме необходимого пасхального агнца, приносили в жертву и других животных, вероятно, в качестве добровольных и мирных жертв. Следующие пасхальные праздники отмечены, как особенно замечательные: во времена Иисуса Навина в Галгале (Иисус Навин 5:10), во время Иезекии (2-я Паралипоменон 30:1) во время Иосии (4-я Царств 23:21 и дал., 2-я Паралипоменон 35:1); и, наконец, после возвращения из Вавилона (1Езд 6.19 и дал.).
Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг установленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста – той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника, цитировал (говорил наизусть) Исход 12:26 и дал. Затем пелись Псалтирь 112:1 – Псалтирь 113:1, начало «Галлель» – песней хваления, Псалтирь 112:1 – Псалтирь 117:1, см. От Матфея 26:30 – и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и испеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» (срав. 1-е Коринфянам 10:16) и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша и снова начинали петь «Галлель» с Псалтирь 114:1 до Псалтирь 117:1, причем отец семейства, после слов в Псалтирь 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи. Изредка с пением псалмов 119–136 прибавляли пятую чашу.
Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (От Матфея 26:26, От Луки 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в От Луки 22:17; на пение псалмов в От Матфея 26:30, От Марка 14:26.
Сразу после праздника Пасхи начинался праздник опресноков, который праздновали 7 дней с 15 по 21 Нисана (От Марка 14:1, От Луки 22:1). Этот праздник получил свое название от того, что в эти семь дней разрешалось есть только пресный хлеб в воспоминание поспешного бегства из Египта, когда народ не успел заквасить своего теста (Второзаконие 16:3 и дал.); поэтому вся закваска до начала празднования должна была выноситься из дома. В каждый из дней этого праздника приносились особенные жертвы: козел в жертву за грех, два тельца, один овен и семь агнцев – в жертву всесожжения с соответствующим хлебным приношением и возлиянием Исход 12:15, Исход 13:6, Числа 28:17 и дал. Первый и седьмой дни праздновались, как суббота – день покоя – со священным собранием и прекращением работы ( и дал.). Во второй день, 16-го Нисана, должны были приносить Богу начаток жатвы (сноп). Священник возносил его пред Господом, принося при этом жертву всесожжения, состоящую из агнца и хлебного приношения с возлиянием. До приношения первого снопа Богу нельзя было есть нового хлеба со своего поля ( и дал.). Следующие после этого дни праздновались приношением добровольных жертв, мясо которых народ ел. 21-го Нисана праздник заканчивался священным собранием (Второзаконие 16:8, срав. Числа 28:24).
Оба эти праздника, Пасхи и опресноков, считались общим праздником; последний (праздник опресноков) начинался во время вкушения пасхального агнца. Поэтому день, в который ели пасхального агнца, называется у От Марка 14:12 первым днем опресноков.
Из 3-х первых Евангелий кажется очевидным, что Иисус праздновал Свою последнюю Пасху – вечером 14 Нисана, в таком случае день Его смерти приходится на 15 Нисана, или в самый день Пасхи; но вряд ли евреи могли схватить, допрашивать и выдать схваченного в святую пасхальную ночь; также трудно представить себе совершение казни в такой великий день. Это место синоптиков пополняется Евангелием от Иоанна, согласно которому день смерти Иисуса совпадает с пятницей 14 Нисана – день приготовления Пасхи (От Иоанна 19:14) или кануном пасхальной вечери, с чем также согласуется место От Иоанна 18:28, а именно: евреи не желали войти в преторию, чтобы не оскверниться от общения с язычниками и этим лишить себя права участвовать во вкушении пасхального агнца. Следующий день, т.е. 15 Нисана, был великим субботним днем (От Иоанна 19:31), ибо он не только являлся обычною субботою, но также первым из семи праздничных дней опресноков. В этот день Господь покоился во гробе, а на следующий день, 16 Нисана, когда начаток жатвы вносился в храм, Господь воскрес из мертвых, первенец (начаток) из умерших (1-е Коринфянам 15:20).
Существует следующее объяснение этого противоречия. Спаситель ел пасхального агнца в четверг, 13-го Нисана.
В Исход 12:10 сказано: «оставшееся от него до утра сожгите на огне» и в Исход 35:3 «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Без огня невозможно было исполнить заповедь Исход 12:10. Поэтому можно было, когда 14 Нисана совпадало с пятницей, или есть пасхального агнца раньше, или нарушить заповедь Исход 35:3. Съедая его 13 Нисана, возможно было сжечь оставшееся в пятницу – 14 Нисана. Иисус сделал это, и, по всей вероятности, не только Он, но и весь народ.
Сам же истинный Пасхальный Агнец был принесен в жертву вечером, 14-го Нисина. Места, указывающие на то, что Спаситель должен был поспешить со вкушением пасхального агнца, находим в От Матфея 26:18, От Луки 22:15. В тот день (2-й день Пасхи и день Воскресения Христова, когда первый сноп приносился в храм () восстал из недр земли Драгоценнейший плод пшеничного зерна, падшего в землю (От Иоанна 12:24); день этот стал пасхальным праздником Церкви Христовой.
ЕВРЕЙСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Месяцы | Специальные дни | |
Нисан Ияр Сиван Таммуз Ав Елул Тишри Мархесван Хаслев Тебеф Шеват Адар | (апрель) (май) (июнь) (июль) (август) (сентябрь) (октябрь) (ноябрь) (декабрь) (январь) (февраль) (март) | 14 – Пасха 15 – Опресноки 21 – Конец пасхи 6 – Праздник Пятидесятницы – семь недель после пасхи (Годовщина Синайского Закона) 1–2 – Праздник труб Рош Гащана, начало гражданского года 10 – День искупления 15–21 – Праздник кущей 25 – Праздник света, Посвящение, Ганука 14 – Праздник пурим |