Паралипоменон Библейский словарь Нюстрема

Паралипоменон евр. Диврей а-ямим. Паралипоменон 1-ая и 2-ая книги, греч. слово, т.е. добавление оставшегося (евр. «летописи»). Две исторические книги Вет. Завета; автор их неизвестен. Греческое название этих книг показывает, что они служат добавлением к четырем книгам Царств. По-видимому, книги Паралипоменон имеют целью дать краткий обзор всей священной истории от ее начала до возвращения израильтян из Вавилона. Различие между этой книгой (ибо эти две книги, в сущности, составляют одну) и 4-мя книгами Царств может быть выражено так: 1-ая и 2-ая книги Царств суть биографического характера, дающие нам подробные жизнеописания; 3-ая и 4-ая книги Царств уже носят теократический отпечаток: они излагают историю евреев, как нации, находящейся под водительством Божиим. Книги Паралипоменон представляют скорее церковную историю, нежели государственную; поэтому даются также точные сведения относительно подготовки царем Давидом материалов для постройки храма и о постройке его Соломоном; относительно реформационной деятельности Асы, старания Иосафата и Езекии научить народ закону Господню, восстановить порядок богослужения и т.д. Срав., напр., 2-я Паралипоменон 4:7 с 3-я Царств 7:49.

Все, что касается богослужения, священников, левитов излагается подробнее, из чего видно, что автору было очень важно вселить в возвращающийся из Вавилона народ страх Божий, который возвышает дух. Автор пользуется древнейшими источниками, что ясно видно из 2-я Паралипоменон 9:29, 2-я Паралипоменон 16:11, 2-я Паралипоменон 20:34. Иногда автор вставляет выписки из древних книг, совершенно не изменяя их, напр., шесты ковчега «там (в храме) до сего дня» (2-я Паралипоменон 5:9), эти слова заимствованы из 3-я Царств 8:8; однако в то время, когда писалась 2Пар., ковчег и шесты были утеряны, и храма Соломонова уже не было. Первая книга Паралипоменон в кратких словах передает историю от сотворения мира до Давида. Вторая же повествует о росте и падении Иудейского царства, до возвращения из Вавилона, охватывая 3500-летний период. Евреи считают Ездру автором этих книг.