Осел Библейский словарь Нюстрема

Осел евр. хамор. Осел с самой глубокой древности был ценным домашним животным. В Палестине он бодрее, красивее и более вынослив, нежели в Европе. Цвет его коричневато-красный, или блестящий серовато-белый. Хотя осел не так быстр на ходу как лошадь, все-таки он несет всадника на одинаково далекое расстояние и на крутых горных дорогах ступает более уверенно, чем лошадь. Осел часто упоминается, как часть имущества восточных людей (Бытие 24:35, Бытие 30:43, Бытие 32:5); также и в словах закона в 10 заповедях (Исход 20:17). Особенно ценными, как верховые животные, были ослицы. Авраам получил от Фараона ослов и ослиц (Бытие 12:16). Иов имел 500 ослиц (Иов 1:3), а Давид имел особого начальника над ослицами (1-я Паралипоменон 27:30). Возвратившиеся с Зоровавелем евреи имели с собою 736 лошадей и 6720 ослиц (1Езд 2.66,67). Как верховые животные ослы и ослицы в древние времена были в общем употреблении даже между знатными и воинами, до тех пор, пока лошадь не вошла в большее употребление (Числа 22:21, 4-я Царств 7:7, Исаия 21:7). В позднейшие же времена езда на ослах являлась более покойной и символизировала мир и покой (Захария 9:9). Иисус совершил Свой вход в Иерусалим, сидя на молодом осле (От Марка 11:2 и дал., От Луки 19:30 и дал., От Иоанна 12:14 и дал.), за которым следовала ослица. На ослах ездили также женщины (Иисус Навин 15:18, 1-я Паралипоменон 25:23); при этом погонщик бежал рядом или сзади, как это происходит и теперь (, 4-я Царств 4:24). В дороге муж, имея только одного осла для жены и детей, сам шел рядом, как написано о Моисее (Исход 4:20). Кроме того, ослами пользовались, как вьючными животными и для перевозки тяжестей (Бытие 42:26, Неемия 13:15), для пахоты (Исаия 30:24); причем было воспрещено запрягать в ярмо осла и вола вместе (Второзаконие 22:10); для вращения мельничных жерновов, почему больший из жерновов в От Матфея 18:6 и От Луки 17:2, по основному тексту, называется «ослиным жерновом». Может быть, под названием «Осел Крепкий» – символ Иссахара (Бытие 49:14) имеется в виду рабочий осел.

Мясо считалось нечистым (); вместо в жертву первородного осла должно было принести агнца (Исход 34:20). Во время сильного голода за голову осла все-таки платили довольно дорого (4-я Царств 6:25).

Дикий осел (Иов 39:5), или лесной осел более худощав и быстр, живет в пустынях (Исаия 32:14, Иов 24:5, Даниил 5:21); он злонравен и неукротим. Этот осел является символом Измаила (Бытие 16:12), и вообше нечестивого народа (Иов 11:12, Иеремия 2:24, Осия 8:9). Изнеможение диких ослов – признак сильного зноя (Иеремия 14:6, срав. Псалтирь 103:11).