Одежда Библейский словарь Нюстрема

Одежда Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины – от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Второзаконие 25:5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1-я Царств 2:19, Притчи 31:22, Деяния 9:39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (, Второзаконие 22:11).

Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4-я Царств 1:8, От Матфея 3:4, Иеремия 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четырехугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Числа 15:38, Второзаконие 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исход 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1-я Царств 19:24, Исаия 20:2, От Иоанна 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у От Марка 14:51 или «плохо одетый» (Иакова 2:15, 2-е Коринфянам 11:27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Откровение 3:17, Срав. Осия 2:3.

Между этими двумя одеждами иногда носили третью – длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1-я Царств 15:27, 1-я Царств 18:4, Иов 1:20).

Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2-е Тимофею 4:13).

Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4-я Царств 1:8, Захария 13:4, Срав. К Евреям 11:37), далее говорится о мантиях из узорчастых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иезекииль 16:10 и дал.), привозных (Иисус Навин 7:21, Софония 1:8) или изготовляемых у себя дома (Притчи 31:22). Большой гардероб считался богатством (Исаия 3:6, От Луки 15:22, Иакова 5:2); платья часто дарили (Бытие 45:22, 1-я Царств 18:4, 4-я Царств 5:5, Есфирь 4:4, Есфирь 6:8). Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4-я Царств 10:22, 2-я Паралипоменон 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Ср. 6:19, Иакова 5:2).

Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иезекииль 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (От Матфея 10:9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иезекииль 9:2), на поясах же носили мечи (, 2-я Царств 20:8).

Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исход 28:42). Персы же ходили в штанах (Даниил 3:21,27 евр. текст).

Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Ср. Исаия 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы. Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2-я Царств 1:10, 2-я Царств 12:30), царицами (Есфирь 2:17), первосвященниками (Исход 28:36, Исход 29:6, Исход 39:30), невестою и женихом (Песни Песней 3:11, Иезекииль 16:12), сановниками (Есфирь 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есфирь 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1-е Коринфянам 9:25, 2-е Тимофею 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деяния 14:13). Венец пли венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач Иеремии 5:16, 2-е Тимофею 4:8, 1-е Петра 5:4, Откровение 2:10, Срав. Притчи 12:4, Исаия 62:3).

Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Амос 2:6, Амос 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песни Песней 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы и вавилоняне (Иезекииль 16:10). Роскошная обувь (Иезекииль 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (От Матфея 3:11, От Марка 1:7, От Иоанна 1:27, Деяния 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деяния 12:8, срав. Исход 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исход 3:5, Иисус Навин 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2-я Царств 15:30, Исаия 20:2, Иезекииль 24:17,23).

Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (См. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Исаия 3:16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.