Обувь Библейский словарь Нюстрема

Обувь Об обуви у евреев см. статью «Одежда». Скажем несколько слов о некоторых относящихся сюда оборотах речи. Выражение «обувь на ногах» означает быть готовым в путь, ибо так израильтяне должны были есть пасхального агнца (Исход 12:11). Павел побуждает христиан быть обутыми «в готовность благовествовать мир» (К Ефесянам 6:15). У От Марка 6:9 мы читаем, что Христос повелел Своим ученикам обуваться в простую обувь, а у От Матфея 10:10 и От Луки 10:4, Он воспрещает им брать с собой обувь, что объясняется, как запрещение иметь запасную обувь (Ср. От Луки 22:35).

«Наступать ногой на врага» или «землю» означает полнейшую победу или «овладение»; отсюда оборот речи: положить что-нибудь «под ноги» кого-либо (Псалтирь 8:7, 1-е Коринфянам 15:25). Господь обещает Моисею: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше» (Второзаконие 11:24, Иисус Навин 1:3). Также псалмопевец говорит в Псалтирь 59:10 «на Едома простру сапог Мой», т.е. втопчу его в прах.

Из вышесказанного вытекает значение обычая «снимания сапога» (Руфь 4:7), которым подтверждали торговую сделку, договор и т.п. Когда ближайший родственник Руфи не хотел выкупить поля Ноемини и с тем жениться на Руфи, то он уступил свое право Воозу, более отдаленному родственнику, и в подтверждение этого снял перед свидетелями сапог и отдал его Воозу, вследствие чего последний получил право выкупить имение Ноемини и взять в жены ее невестку. Снятие обуви было, следовательно, символическим актом, обязывающим уступить свое право в пользу другого. Этот обычай существовал также у других народов, например, у индусов и древних германцев.

То же значение имел обряд, предписанный законом в Второзаконие 25:7. Если братья жили вместе и один из них умирал, не оставив сына, то вдова его не должна была выходить замуж за человека из другого рода, но деверь был обязан жениться на ней, и первородный сын должен был носить имя умершего брата. Если же брат отказывался жениться на свояченице и твердо настаивал на своем отказе, то закон не принуждал его к этому, но вдова имела право навсегда лишить его права, которым он не хотел воспользоваться. Для этого она снимала с него обувь, плевала ему в лицо и говорила: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему». И нарекут ему имя в Израиле «дом разутого». Женитьба на свояченице (Второзаконие 25:5) была старинным обычаем у многих других народов, как-то: индусов, персов, авганцев, друзов, африканских негров и др.