Обрезание Библейский словарь Нюстрема

Обрезаниеевр. бритмила. На 99 году своей жизни Авраам получил повеление от Бога обрезать себя и весь мужеский пол в доме своем, своих детей и детей слуг, рожденных в доме его, и купленных за серебро у иноплеменника. Это было знаком союза между Авраамом и Богом. «И взял Авраам Измаила, сына своего и всех, рожденных в доме своем, и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог» (Бытие 17:9). После этого оба народа, происшедшие от Авраама, именно: измаильтяне (арабы) и евреи стали обрезывать своих сыновей. У первых это совершается в возрасте между 6–15 годами, обыкновенно на 13-ом году, а у евреев в 8-ой день от рождения, как сказал Господь Аврааму (Бытие 17:12), как это и было сделано с Исааком (Бытие 21:4) и предписано законом (, срав. К Филиппийцам 3:5). Суббота не должна была препятствовать обрезанию (От Иоанна 7:22). Самое обрезание совершалось отцом, в исключительных случаях также женщинами (Исход 4:25). В другие времена употреблялись для этого каменные ножи (Исход 4:25, Иисус Навин 5:3, евр. текст). При обрезании мальчику давали имя (От Луки 1:59, От Луки 2:21, Срав. Бытие 17:5). В течение всех времен израильтяне неуклонно придерживались закона обрезания и даже в Египте тщательно исполняли этот обряд. Только рожденные во время странствования по пустыне не были обрезаны до тех пор, пока, после вступления в Ханаан, не обрезались в Галгале (Иисус Навин 5:4 и дал.). Во время Сирийских гонений Антиоха Эпифана народ придерживался обрезания, несмотря на многие страдания и язвительные насмешки греков и римлян. Евреи, со своей стороны, клеймили другие народы презрительным словом «необрезанный». Необрезанный и нечистый в их понимании имело то же значение, что у греков «варвар» (Бытие 34:14, Исаия 52:1, , 1-я Царств 14:6, 1-я Царств 17:26, 1-я Царств 31:4)

Слова Павла «обрезанные» обозначают евреев и язычников (К Римлянам 3:30, К Галатам 2:7). Первым христианам из обрезанных евреев было весьма трудно понять, как язычники без этого обряда могли быть также народом Божиим, взятым в удел. Петру нужно было особенное знамение, чтобы постичь это, но Павел первый вполне и ясно изложил, что обрезание и необразание ничего не значат, когда речь идет о спасении через Иисуса Христа (К Римлянам 4:9, К Галатам 5:6, К Галатам 6:15). Уже в Ветхом Завете вдето говорится о том, что внешнее обрезание ничего не значит без обрезания или перемены сердца (Второзаконие 10:16, Второзаконие 30:6, Иеремия 4:4, Иезекииль 16:30), почему и говорится (символически) о людях с необрезанным сердцем и ушами (, Иеремия 6:10, Иеремия 9:26, Иезекииль 44:7, Срав. 7:51, К Римлянам 2:28-29, К Филиппийцам 3:3). Есть также образные выражения: «необрезанные уста» (Исход 6:12, евр. текст) в значении косноязычности и «необрезанные плоды»: евреи должны были считать свои вновь посаженные плодовые деревья необрезанными в течение трех первых лет и бросить плоды от них, как нечистые ().

Иногда случалось, что евреи, желая избегнуть насмешек со стороны язычников, – посредством особенной операции скрывали свою обрезанность (1Мак 15.1, евр. текст). На это намекают слова Павла: призван ли кто обрезанным – не скрывайся (1-е Коринфянам 7:18).

Обычай обрезания существовал у некоторых из древнейших народов. Кроме других свидетельств, мумии, найденные в Египте, подтверждают, что и египтяне придерживались обрезания. По сведениям Иосифа Флавия и Оригена, египетские жрецы также подвергались обрезанию. Этот обряд обнаружен также и у других народов, например, у некоторых племен негров, мексиканцев и индейцев.

Евреи до сих пор исполняют обряд обрезания с величайшей торжественностью. Перед совершением обряда они молятся над младенцем, которому при этом дается имя, посвящая его Богу и испрашивая для него Божьего благословения. Во время чтения молитвы тот человек, который будет совершать обрезание, должен держать нож в руке; указание на это раввины видят в следующих словах псалмопевца: «Да будет славословие Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их (Псалтирь 149:6).

Еврейское слово обрезание по-гречески переведено «перитомэ». Ап. Павел в К Филиппийцам 3:2 говорит не об обрезании, как переведено по-русски, а об рассечении (греч. слово здесь «ката-томэ», что значит разрез, рассечение). Некоторые думают, что, выражаясь так, Павел подразумевал лжеучителей, настаивавших на необходимости еврейского обрезания, чтобы т.о. наложить иудейское иго на учеников Христа.