Музыка Библейский словарь Нюстрема

Музыка Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Бытие 4:21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Бытие 31:27, Исход 15:20, Исход 32:6,18, 3-я Царств 1:40, 1-я Царств 18:6); при разгульных пиршествах (Исаия 5:12, Исаия 24:8, Амос 6:5) и в царских дворцах (2-я Царств 19:35, Екклесиаст 2:8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иеремия 9:17, 2-я Паралипоменон 35:25, От Матфея 9:23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1-я Царств 16:16,23). Во время игры на гуслях Илия принял дух пророчества (4-я Царств 3:15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1-я Царств 10:5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исход 15:20). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжении и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Числа 10:2). Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1-я Паралипоменон 16:4, 1-я Паралипоменон 25:1), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2-я Паралипоменон 5:12). По 1-я Паралипоменон 23:5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (1Езд 3.10, Неемия 12:27 и дал.). Для 70 толкователей Ветхого Завета музыкальные выражения надписей над псалмами были уже непонятными. Во время восстановления «дева Израилева» будет «украшаться тимпанами... и выходить в хороводе веселящихся» (Иеремия 31:4).

Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Бытие 4:21, Бытие 31:27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени.

Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты.

1. Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по- еврейски «угав» (Бытие 4:21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов 21:12, Иов 30:31, Псалтирь 150:4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (Даниил 3:5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент, по-халдейски назван «машрокита (Даниил 3:5), а по-русски – труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1-я Царств 10:5), по-русски – свирель (3-я Царств 1:40, Исаия 5:12, Исаия 30:29, Иеремия 48:36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (От Матфея 9:23, От Матфея 11:17), также при религиозных торжествах (Ср. 1-я Царств 10:5, Исаия 5:12). Слово «нехилот» в Псалтирь 5:1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели.

Инструмент, который называется «хацоцра» – труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Числа 10:2, Срав. «хацоцра» 1-я Паралипоменон 13:8, 2-я Паралипоменон 20:28, Псалтирь 97:6). Во 2-я Паралипоменон 5:12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом.

Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шофаром» (евр.); по-русски трубный звук весьма сильный (Исход 19:16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2-я Царств 2:28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Псалтирь 80:4). Срав. далее Иов 39:24, , Исаия 18:3, Исаия 27:13, Исаия 58:1, Иеремия 4:5,19, Иеремия 6:1,17)

Разница между «хацоцра» и «шофаром» – неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Тита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие в Даниил 3:5 (русск. перев. – труба). В Иисус Навин 6:5 юбилейная труба (евр. керен) – тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шофар». Если сравнить эти стихи с Числа 10:10, то выходит, что «хацоцра», «шофар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Псалтирь 97:6 два первые различаются: труба и рог.

2. Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор по-русски, «гусли» – первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Бытие 4:21). Лаван умел играть на них (Бытие 31:27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, напр., при возвращении ковчега (1-я Паралипоменон 16:5), при богослужении в доме Господнем (1-я Паралипоменон 25:3); при триумфальных шествиях (2-я Паралипоменон 20:28) и т.д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русск. переводе – цитрою) (Исаия 23:16). Игрою на «кинноре», по-русски «гуслях» – Давид служил Саулу (1-я Царств 16:22,23). Пленные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (по-русски «арфы) на вербах при реках (Псалтирь 136:2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре на ходу (2-я Царств 6:5, Срав. 1-я Царств 10:5). По 1-я Царств 16:23, 1-я Царств 18:10, 1-я Царств 19:9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает резличные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединенную с резонатором и натянутыми струнами, числом от трех до двенадцати. Крупный инструмент такого рода ставился играющим на землю; небольшие носят на груди или на плече. Кроме того, на памятниках встречаются изображения арфы более простого вида, состоящие из двух или трех сбитых планок, между которыми натянуты струны. Такие небольшие треугольные арфы встречаются также на ассирийских памятниках. Лира отличается от арфы тем, что резонатор помещается внизу и от него поднимаются две изогнутые дуги, соединенные наверху перекладиною; между этой перекладиной и резонатором натянуты струны. На лирах играли пальцами, носили же их по причине их легкости обыкновенно в руках.

Самым обыкновенным струнным инструментом был «небель», по-русски – псалтирь. Обыкновенно, на псалтири играли при пении священных «песней хваления» (3-я Царств 10:12, 1-я Паралипоменон 15:16, 1-я Паралипоменон 16:5, 1-я Паралипоменон 25:1, 2-я Паралипоменон 5:12, 2-я Паралипоменон 29:25), на народных торжествах, а также и на веселых пирах (2-я Паралипоменон 20:28, Исаия 5:12), где, играя на псалтири (рус. Библия «гусли ), думали, что владели музыкальным орудием так же, как Давид (Амос 6:5). Часто псалтирь и гусли упоминаются вместе (Псалтирь 70:22, Псалтирь 150:3). Давид говорит: «Воспрянь, псалтирь и гусли (небель и киннор), я встану рано. Буду славить Тебя, Господи (Псалтирь 107:3). Форма псалтири точно неизвестна. Предполагают, что она напоминала арфу или гитару и т.д. Псалтирь сравнивают также, благодаря халдейскому названию «псантрин» (Даниил 3:5), с арабским инструментом – «синтир» и предполагают, что «небель» (псалтирь) был одинаков с часто встречаемым теперь у жителей Палестины, так называемым «кануном». Этот «канун» представляет четырехугольный продолговатый деревянный ящик с натянутыми на нем металлическими струнами, на которых играют пальцами. «Синтир» почти такого же вида, только играют на нем косточкой. Вероятно, особенный род «небеля» упоминается в Псалтирь 32:2, Псалтирь 143:9 – «небель-асор», десятиструнный небель; в Псалтирь 91:4 делается различие между «асор» и «небель». Августин объясняет разницу между «киннор» и «небель». По его мнению, первый, который он называет цитхара – имеет звуковой ящик (деку) внизу, последний же (псалтериум) наверху.

И киннор и небель делались из дорогого прочного дерева, как, напр., кипариса или сандалового дерева (2-я Царств 6:5, 3-я Царств 10:12, 2-я Паралипоменон 9:11). Кроме упомянутых инструментов у Даниил 3:5 встречается «китрос» – особый род «киннора», и «сабка», напоминающая латинское слово самбука, треугольный высокого тона инструмент, похожий на арфу, с несколькими струнами. Римляне упоминают о нем, как о восточном увеселительном инструменте. На этом же месте у Даниил 3:5 упоминается «псантрин». Думают, что это род гуслей: маленький ящик с декой и множеством струн, по которым ударяют двумя молоточками.

3. Ударные инструменты, назначение которых было производить шум и отбивать такт, были различны. На первом месте надо поставить так называемый «тоф», по-русски «тимпан», кольцо из дерева или металла, обтянутое только кожею, а по краям обвешенное металлическими побрякушками. Этот инструмент, в который ударяли рукою, женщины любили больше всех других (Исход 15:20, , 1-я Царств 18:6, Псалтирь 67:26) при танцах и пении. О нем упоминается и в торжественных случаях и при веселых пирушках (2-я Царств 6:5, Исаия 5:12). Тимпан считался также украшением (Иеремия 31:4). Подобные инструменты и теперь имеются у арабов под названием «дуф». Другой вид его, также древнего происхождения, называющийся «дарбак-ке», имеет форму кувшина, с длинным горлышком, нижняя половина которого срезана и заменена натягнутой кожей, по которой барабанят рукою (арабский барабан).

Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке кимвалы (евр. «целцлим») (2-я Царств 6:5, Псалтирь 150:5) и «мецильтами» (1-я Паралипоменон 13:8, 1-я Паралипоменон 15:16,19,23, 1-я Паралипоменон 16:5, 1-я Паралипоменон 25:1,6, 2-я Паралипоменон 5:12, Ездра 3:10, Неемия 12:27) представляют выпуклые металлические пластинки в виде тарелок, которыми ударяют друг о друга, причем они издают дребезжащий звук. Они употреблялись музыкантами при пиршествах, а также во время богослужения. В Псалтирь 150:4 и дал. общество призывается восхвалять Господа не только с тимпанами и ликами, но также и на «звучных кимвалах и на кимвалах громогласных». Разница между «звучными» и «громогласными» кимвалами, как думают, та, что «звучными» обозначены кастаньеты, которые укрепляются одна на большом, а другая на указательном пальцах руки и ударяются друг о друга, а «громогласными» – вышеупомянутые кимвалы, которыми ударяли, держа их в обоих руках. (Ср. 1-е Коринфянам 13:1). Древние памятники показывают нам танцовщиц с тамбуринами. В Египте танцовщицы и теперь еще пляшут маленькими кастаньетами. Кимвалы принадлежавшие храму, по Иосифу Флавию, были большого размера.

Далее, в 1-я Царств 18:6 упоминается «шалиш», на котором играли женщины, выходившие навстречу Саулу с «торжественными тимпанами». Вероятно, этот инструмент представлял металлический согнутый треугольником прут, издающий при ударе высокий звук. В 2-я Царств 6:5, когда несли ковчег, играли на «мена-неим», вероятно, особого рода инструментах, которые назывались «систрами» и представляли треугольный металлический прут, увешанный кольцами, которые при встряхивании издавали звенящий звук, подобно маленьким колокольчикам.

Наконец, что касается высоты музыкального искусства у евреев и характера их мелодий, то не много можно извлечь из имеющихся туманных и скудных сведений. Из 1-я Паралипоменон 15:19 и дал. и из заглавий некоторых псалмов видно, что евреи имели различные напевы, но гармония в нашем понятии, была им неизвестна. Следов нотных знаков не найдено. Различные напевы обозначаются выражениями «ал-ала-мот» (1-я Паралипоменон 15:20), т.е. по «девичьи» (по-русски, тонким голосом) и «ал-хашминит» в 21 ст., т.е. «октавой» (по-русски на цитрах, а в Псалтирь 6:1 на восьмиструнном). Предполагают, что «аламот» означает женский голос – сопрано, а «шиминит» низкую октаву. Слово «аламот» встречается также в Псалтирь 45:1, в Псалтирь 7:1 встречается слово «шиггаион», обозначающее (как предполагают) «плачевная песнь» или «песнь в высоком тоне». То же слово стоит у Аввакум 3:1 – «шигионот», т.е. в высоком тоне (по-русски «для пения»). Другим признаком мелодии (мотива) – является выражение в Псалтирь 9:1 «аль мут лаббен» (русск. перев. «по смерти Лабена»). Предполагают, что эти слова, обозначающие «смерть сыну», показывают, что этот псалом поется по мотиву другой песни, которая начиналась этими словами. Подобные же указания мелодий известных песен находятся, как думают, в заглавиях Псалтирь 21:1 «при появлении зари», Псалтирь 59:1 «шу-шан-эдут», т.е. «лилия свидетельства», Псалтирь 44:1 «шошан», т.е. «лилия», Псалтирь 79:1 «шошаним-эдут», т.е. «лилии свидетельства», Псалтирь 55:1 «о голубице безмолвствующей в удалении», Псалтирь 56:1, Псалтирь 57:1, Псалтирь 58:1, Псалтирь 74:1 «Не погуби». Выражение «Начальнику хора», которое встречается во многих заглавиях псалмов (Псалтирь 4:1 и др.), вероятно, обозначает, что помеченный таким образом псалом предназначался для пения при богослужении. То же слово (менацеах) употребляется во 2-я Паралипоменон 2:2, о надзирателях над каменотесами Соломона.

Наконец, музыкальный термин неизвестного значения представляет слово «села», которое встречается более 70 раз в псалмах, а также в песни Аввакума (Аввакум 3:3,9,13 по-евр.). Предполагают, что оно означает «вверх» или «выше» и указывает на громкое интермеццо на музыкальных орудиях, пока пение смолкает. Это мнение подтверждается тем, что слово «села» встречается в таких местах, где предыдущее предложение имеет важное значение или глубокое содержание. В Псалтирь 9:17 (евр.) перед «села» стоит слово «хиггаион», которое, вероятно, отмечает тихое интермеццо. Срав. употребление слова в Псалтирь 91:4 (евр.) хиггаион на кмнноре (по-русски «песня на гуслях»).