Молитва Библейский словарь Нюстрема

Молитва евр. тефил. Определен, приказания молиться в законе нет. Необходимость молитвы вытекает из естественной потребности человеческой души, жаждущей общения с Богом и Его милости. Молитва есть главное в жертвах и жертва имеет свое значение как воплощенная молитва (Ср. Псалтирь 140:2). Что молитва была соединена с жертвоприношением, мы видим также из От Луки 1:10, где к месту жертвоприношения, т.е. в храм, приходили для того, чтобы молиться (От Луки 18:10, Деяния 3:1), обращаясь при этом лицом к Святому Святых (Псалтирь 5:8, Псалтирь 137:2). Если молящийся находился далеко от храма, то во время молитвы он обращался лицом в сторону храма, подобно Даниилу, открывавшему свое окно к Иерусалиму и молившемуся в этом направлении (3-я Царств 8:46, Даниил 6:10). Молитва, как видно, совершалась трижды в день (Псалтирь 54:18, Даниил 6:10); временем молитвы были вечер или «девятый час», – время вечернего жертвоприношения (Деяния 10:3, Даниил 9:21), утро или «третий час» (Деяния 2:15) и полдень «шестой час» (Деяния 10:9). Молитва перед едой или благодарение за пищу до ее вкушения упоминается в некоторых местах (От Матфея 15:36, Деяния 27:35). Народ не хотел есть до благословения Самуилом жертвы (1-я Царств 9:13). Молились чаще всего стоя (1-я Царств 1:26, От Марка 11:25, От Луки 18:11). иногда с поднятыми вверх руками (3-я Царств 8:22). В торжественных случаях или в большой печали преклоняли колени (3-я Царств 8:54, Псалтирь 94:6) и даже простирались на земле (Иисус Навин 7:6, Неемия 8:6). В Ветхом Завете мы не встречаем образцов молитв за исключением тех выражений, о которых говорится в Второзаконие 26:1 при приношениях всяких начатков земли и десятой части своего имущества, также троекратного благословения (Числа 6:24 и дал.) и молитва Моисея, когда ковчег поднимался в путь или останавливался (Числа 10:35,36, Срав. Псалтирь 67:2). Самые замечательные молитвы записанные в Ветхом Завете: молитва Соломона при освящении храма (3-я Царств 8:1), молитва левитов в великий день поста после плена (Неемия 9:1) и молитва Даниила (Даниил 9:1). Из От Луки 11:1 видно, что знаменитые учителя давали своим ученикам образцы молитв. Когда ученики просили Господа, чтобы Он научил их молиться, то Он дал им молитву, известную нам под именем «молитвы Господней» или «Отче наш» (От Луки 11:2, От Матфея 6:9); Христос, проводивший целые ночи в молитве к Отцу и имевший более других дух молитвы, в Своей «Первосвященнической молитве» (От Иоанна 17:1) показал Себя, как молитвенника за нас, а Своей молитвой в Гефсимании до сих пор побуждает нас к усиленной молитве в минуты упадка духа. Молитва учеников во имя Иисуса постоянно имеет доступ к сердцу Отца (От Иоанна 14:13, От Иоанна 15:16). Мы имеем много примеров молитв апостолов во имя Иисуса (К Ефесянам 3:14, К Филиппийцам 1:3, К Колоссянам 1:9, К Евреям 13:20, 1-е Петра 5:10, Иуды 1:24). Побуждение к молитве см. К Ефесянам 6:18, 1-е Фессалоникийцам 5:17, 1-е Тимофею 2:8, От Матфея 6:5, 1-е Иоанна 5:15, 1-е Иоанна 5:10, Псалтирь 33:7, От Луки 18:1, От Луки 21:36).