Мессия Библейский словарь Нюстрема

Мессия евр. Машиах, т.е. Помазанный – слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Исаия 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Левит 45:5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Бытие 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Бытие 12:3, Бытие 18:18, Бытие 22:18, срав. К Галатам 3:16).

Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Бытие 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Числа 24:17). В Второзаконие 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна – мать Самуила – первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1-я Царств 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Псалтирь 88:36,37, 2-я Царств 23:3), а также первосвященником (Псалтирь 109:4). Срав. Захария 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Михей 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Исаия 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иеремия 23:6). Срав. Малахия 3:1. См. дал. Даниил 9:24, Исаия 42:1, Исаия 53:1, Исаия 61:1, Псалтирь 2:6, Аггей 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве.

В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (От Иоанна 3:34, К Евреям 1:9, Деяния 4:27) – все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название – Мессия или Христос (От Матфея 16:16, От Матфея 26:63, От Марка 14:61, От Луки 4:17, От Иоанна 1:41, От Иоанна 6:69, От Иоанна 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деяния 2:16, Деяния 3:12 и дал.).

Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2-е Коринфянам 1:21) помазаны от Святого (1-е Иоанна 2:20,27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.