Мера Библейский словарь Нюстрема

Мера евр. мида. А. – мера длины. Небольшими мерами длины у евреев, как и у других народов, служили палец человека, локоть и т.д. Они были следующие, считая от самых малых:

1. Перст в ширину (евр. «эцба» (Иеремия 52:21).

2. Ладонь (евр. тофах) (Исход 25:25), равна длине 4 перстов (ширину).

3. Пядень или пядь (евр. серет) (Исход 28:16) – расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1-я Царств 17:4, Иезекииль 43:13, Исаия 40:12).

4. Локоть (евр. амма) (Бытие 6:16) – растояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Второзаконие 3:11), равное 2-м пяденям, или 6 ладоням, или 24 перстам.

5. Сажень упоминается в Деяния 27:28.

6. Трость (евр. кане) (Иезекииль 40:5, 42:16 и дал.), равнялась 6 локтям (Иезекииль 41:8).

Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древнеегипетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) – 80,65 миллиметрам, перст (1) – 20,1625 миллиметров, трость (6) – 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Второзаконие 3:11, 2-я Паралипоменон 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 1 12 фута, отличался египетский – так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иезекииль 40:5, 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам.

Более неопределенны были меры пути:

1. Шаг (2-я Царств 6:13).

2. Расстояние (Бытие 35:16, 48:7, 4-я Царств 5:19).

3. Дневной путь (Бытие 30:36, От Луки 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь.

4. Субботний путь (Деяния 1:12) – длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (От Матфея 24:20) относительно субботы. Место в Исход 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: Иисус Навин 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Числа 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д.

Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры:

5. Стадия – самая большая единица меры длины у греков (От Луки 24:13, От Иоанна 6:19, 11:18, Откровение 14:20, 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 7 12 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям.

6. Поприще (От Матфея 5:41) (миля), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра).

Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Числа 35:4, Иезекииль 40:7, 42:20, 45:2, 48:20, Откровение 21:16).

Б. Меры жидких тел у евреев были следующие:

1. Лог – (), самая малая мера.

2. Гин -(Исход 29:40, Иезекииль 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам.

3. Бат – самая крупная мера жидких тел (3-я Царств 7:26), равная 6 гинам (Иезекииль 45:11); она составляла 110 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у От Луки 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа.

Меры сыпучих тел были следующие:

1. Каб – (4-я Царств 6:25), самый малый объем.

2. Гомер – или иссарон (Исход 16:16, , Числа 15:4), равняется 110 ефе (Исход 16:36) или 1 45 каба.

3. Сата – (Бытие 18:6), равнялась 13 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4-я Царств 7:1,16 она названа «мера» (греч. сатон) (От Матфея 13:33, От Луки 13:21).

4. Ефа – равная бату (Иезекииль 45:11), часто встречающаяся мера (Исход 16:36, , , , 1-я Царств 17:17, Иезекииль 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам.

5. Полхомер (евр. летек) (Осия 3:2) – половина хомера.

6. Xомер – (Исход 27:16, Числа 11:32, Исаия 5:10) или кор (3-я Царств 4:22, 5:11, Иезекииль 45:14); у От Луки 16:7 переведено словом «мера» (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иезекииль 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру».

О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам. Если предположить, что 1 ефа равна 40 литрам, то другие меры находятся в следующем отношению друг ко другу:


каб яйцо литр
1 хомер (кор) 180 4320 400
1 полхомер 90 2160 200
1 ефа (бат) 18 432 40
1 сата 6 144 13,3
1 гин 3 72 6,65
1 гомер 1⅘ 43⅕ 4
1 каб 24 2,2
1 лог 6 0,55

 

Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Исаия 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Псалтирь 79:6), может быть, 13 ефы; далее кадка (евр. кад; 3-я Царств 17:12,14,16); ведро (евр. над; 3-я Царств 18:34). У Аггей 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Химике (Откровение 6:6) – мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера – (греч. метретес; От Иоанна 2:6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; От Марка 7:4) – 172 меры; сосуд (греч. модиос; От Матфея 5:15, От Марка 4:21, От Луки 11:33) – почти 7 литров.