Крещение Библейский словарь Нюстрема

Крещение евр. атбала, т.е. погружение. Во многих местах Ветхого Завета мы находим омовение, (К Евреям 9:10; срав. От Марка 7:4).

Омовение через погружение, обливание, кропление и т.д. называется баптисмос (крещение)

как обряд, сопровождающий или символизирующий очищение души от грехов и преданность Богу. (См. Бытие 35:2, Исход 19:10, , , , От Марка 7:4, К Евреям 9:10, срав. черпанье воды в 1-я Царств 7:6); а также обетования у Исаия 4:4, Иезекииль 36:25, Захария 13:1. Таким внешним символом было и крещение Иоанново (От Луки 3:3) – «крещение покаяния (перемена образа мышления) для прощения грехов». «И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне и крестились от него в воде Иордана, исповедуя грехи свои» (От Матфея 1:5, От Матфея 3:5 и дал.; От Луки 3:3, От Иоанна 1:33). Также и Господь Иисус пришел к нему и крестился в Иордане; и в то время, как Он молился, отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в виде голубя (От Луки 3:21). После этого Иисус начал приобретать учеников и крестить – через учеников – более, нежели Иоанн (От Иоанна 4:1). После воскресения, когда ученики увидели Его на горе в Галилее, Он дал им великое миссионерское поручение: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (От Матфея 28:19). О том, как апостолы исполнили повеление о крещении, и как они смотрели на крещение, срав. следующие места: Деяния 2:38, Деяния 9:17, Деяния 10:44, Деяния 22:16, К Римлянам 6:3, К Колоссянам 2:12, 1-е Петра 3:21. О крещении семейств смот. Деяния 16:15 (Лидия), Деяния 16:33 (сторож в темнице) 1-е Коринфянам 1:16 (Стефан). В начале крещение, говорит Хагенбах, «совершалось под открытым небом в реках или прудах через погружение: это известно из истории Нового Завета. В позднейшие времена стали совершать крещение в купелях и особых крестильнях (баптистерии). Крещаемый спускался по ступеням в водоем и затем погружался всем телом в воду, что являлось для души яркой картиной погребения в смерть и воскресения со Христом. Когда позднее было введено кропление (напр., в англиканской церкви), этот символ потерял значение». (История церкви, Хагенбах, 1 т. 19 гл. стр. 289, на шведском языке).

Крещение для мертвых (1-е Коринфянам 15:29). Это выражение показывает, что в то время некоторые христиане принимали крещение вместо верующего близкого человека, который умер, не успев совершить этого акта. Они верили, что через это крещение он получит участие в воскресении праведных.

Крещение Святым Духом и огнем (От Матфея 3:11, От Луки 3:16) считается указанием на излияние Св. Духа в день Пятидесятницы, сопроваждавшееся духовными дарами и огненными языками (Деяния 2:1), или на судящую и очищающую силу Евангелии для спасения всех верующих и мщение всем, противящимся ему (Малахия 3:2, 1-е Петра 4:12, 1-е Коринфянам 3:13, 2-е Фессалоникийцам 1:8).