Крест Библейский словарь Нюстрема

Крест евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых древних народов преступников привязывали к столбу за руки над головою, и выставляли их, таким образом, на общее посрамление и голодную смерть. Другой способ подобного наказания заключался в том, что врывали в землю заостренный кол и насаживали на него живого человека. Таким образом, Дарий посадил на колы более 3000 жителей покоренного Вавилона. В этом случае смерть наступала скорее. Наказание через повешение применялось в Египте (Бытие 40:19), в Персии (1Езд 6.11, Есфирь 2:23), а также у евреев (Числа 25:4, Второзаконие 21:22, Иисус Навин 8:29), хотя в этих последних случаях, по-видимому, вешали мертвое тело для посрамления. Смотри «Правосудие». Наказание через распятие является медленным убийством человека. При этом пользовались той формой креста, которая нам более известна и состоит из двух кусков дерева различной длины, скрепленных между собою. Были также кресты в форме буквы Т и буквы Х. Распятие на таких крестах было у римлян общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, как то: разбойников, мятежников и тому подобных. Распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней. Благодаря римлянам, оно было введено также в Палестине, и это наказание для рабов и преступников применили к Иисусу (От Матфея 27:26, От Иоанна 19:18). После бичевания ременной плетью приговоренный к распятию был обязан сам нести свой крест до места казни, которое обычно находилось вне города, около большой дороги. Там с него снимали одежду и распинали его на кресте, который перед этим вкапывали в землю. На кресте прибивалась дощечка с указанием вины. Распинаемого привязывали веревками или прибивали его руки и ноги гвоздями. Для упора среди креста был выступ для сидения, под ногами же ничего не было. Смерть наступала после ужасных мучений и очень медленно. В большинстве случаев распятый на кресте жил более 12 часов, а иногда смерть наступала только на третий день. Вот почему Пилат был удивлен, узнав о быстрой смерти Иисуса (От Марка 15:44). Смерть наступала не от потери крови: воспаление ран, мучение от жажды, прилив крови к голове и сердцу отнимали постепенно силу у страдающего. Сильные натуры умирали от голода. Поэтому перебивание голеней считалось смягчением наказания, так как это укорачивало мучения. Мертвые тела оставляли висеть на кресте на растерзание диким зверям или для гниения. Евреи, обыкновенно, снимали их и хоронили.

Иисусу также должно было нести Свой крест, хотя Он изнемогал под его тяжестью, так что пришлось заставить земледельца Симона помочь Ему (От Иоанна 19:17, От Матфея 27:32). Перед казнью Ему предложили пить крепкий напиток по еврейскому обычаю, согласно Притчи 31:6: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею». Иисус отказался, ибо Он хотел страдать и умереть в полном сознании (От Матфея 27:34), хотя потом, томимый жаждою, Он вкусил уксуса, который подали Ему (От Иоанна 19:28 и дал.). Предшествовавшие ужасные страдания ускорили Его смерть и солдатам не нужно было перебивать Его костей, но один из них копьем пронзил Ему бок (От Иоанна 19:33) во исполнение пророчества (Исход 12:46, Захария 12:10). Размышляя о том, что осужденный должен был сам нести крест, мы можем понять слова Иисуса, обращенные к Его последователям о несении креста (От Матфея 10:38, От Матфея 16:24).

Крест – дерево проклятия (К Галатам 3:13, К Евреям 12:2) – сделался славным символом спасения после того, как на нем был распят Иисус (К Галатам 6:14). Это орудие мучения – соблазн для неверующих евреев (К Галатам 5:11) и безумие для язычников (1-е Коринфянам 1:23) – сделалось для христиан символом жизни, который даже над могилами свидетельствует о жизни и воскресении во имя Того, Кто смирил Себя до смерти и смерти крестной (К Филиппийцам 2:8).