Иудеи Библейский словарь Нюстрема

Иудеи Это название впервые встречается в 4 Царств и у Иеремии, как название народа Иудейского царства, см., напр., 4-я Царств 16:6; 4-я Царств 25:25; Иеремия 32:12; Иеремия 38:19; Иеремия 40:11; Иеремия 41:3; Иеремия 52:28; Иеремия 44:1, и когда, после прекращения Израильского царства, Иудейское царство осталось единственным представителем всего народа, то название иудей стало почти тождественным названию еврей (Иеремия 34:9), и евр. язык стал называться иудейским (4-я Царств 18:26; Неемия 13:24). После возвращения из плена слово иудей получило более широкое значение. Имя иудей стало общим названием вновь образовавшегося народа отчасти потому, что колено Иуды численно имело преимущество среди возвращающихся из Вавилонского плена, а также отчасти и потому, что название Иуда (срав. Бытие 49:8 и дал.) напоминало родовое преимущество этого колена. Под этим именем этот «народ взятый в удел» и был известен язычникам; срав. Даниил 3:8; Ездра 4:12; Есфирь 3:4,6 и дал.; История Тацита V 2; Деяния 16:20. В посланиях Павла иудеи противополагаются грекам; они имеют участие в завете с Богом. В Евангелии же Иоанна «иудеи» почти исключительно обозначают противников Христа среди Его единоплеменников; эти иудеи, гордые своими преданиями и обрядами, оттолкнули от себя то спасение, которое «от иудеев», к которым Иисус причислял и Себя (От Иоанна 4:22).

«Царь Иудейский» был тот титул, который Пилат дал распятому Иисусу. Первосвященники ничего бы не имели против этого, если бы Пилат прибавил: «Он сказал: Я Царь Иудейский» (От Иоанна 19:19 и дал.); Нафанаил же «подлинный израильтянин», в котором отсутствовало лукавство, назвал Его «Царем Израиля» (От Иоанна 1:47 и дал.). См. «Израиль».

Об истории иудеев до Вавилонского плена см. судья, Израиль, плен, цари и т.д. Их история после Вавилонского плена или история еврейства (К Галатам 1:13) в собственном смысле разделяется на следующие периоды:

1. Период Персидского царства 536–330 до Р.Хр., до его падения при Дарий Коломане.

2. Македонско-греческий период власти 330–167 до Р.Хр. После смерти Александра Великого иудеи сначала находились под властью Египта 323–218 до Р.Хр., затем зависели то от египетского, то от сирийского (Селевкиды) царей с 218 г. и, наконец, подпали полностью под власть сирийцев в 176 г. до Р.Хр.

3. Маккавейскнй освободительный период 167–141 г. до Р.Хр. Когда сирийский царь Антиох Епифан (175–164 г. до Р.Хр.), побуждаемый языческим фанатизмом и раздраженный еврейской аристократией, стараясь уничтожить Моисеево богослужение, заставить евреев поклоняться идолам, взял Иерусалим, сжег Св. Писания и пролил кровь достойных Божьих людей – то во главе верных закону против притеснителя восстал священник Маттафия (из расположенного в горах города Модин близ Лидды). В кровавых героических битвах, которые после смерти Маттафии продолжались под предводительством пяти его сыновей, евреи, большею частью, были победителями. Третий из сыновей Маттафии был Иуда Маккавей.

4. Маккавейский период 140–63 г. до Р.Хр. Победители Маккавеи называемы так по имени Иуды Маккавея, были возвышены народом настолько, что в 140 году стали его вождями и священниками. Один из них, Аристовул, присвоил себе царское звание около 106 г. С этого времени блеск маккавейского рода начал тускнеть. Преступления и споры приготовили почву для прихода римлян. В 63 году до Р.Хр. при Помпее римляне покорили Иерусалим и сделали Палестину своей провинцией.

5. Период римской власти 63 г. до Р.Хр. – 70 г. по Р.Хр. В это время Иудеи находились сначала под властью маккавейских царей, подчиненных римскому влиянию, а затем под властью римских управителей и под властью ненавистного евреям идумейского племени. Цезарь в 47 г. до Р.Хр. поставил правителем над Палестиной идумеянина Антипатра. Сын Антипатра, Ирод Великий, был поставлен царем Палестины в 40 г. до Р.Хр. В его время родился Иисус Христос. Отказ евреев от Мессии имел последствием ряд несчастий, которые достигли своей наивысшей точки при падении Иерусалима и рассеянии народа в 70 г. по Р.Хр. См. Иерусалим.