Филистимляне Библейский словарь Нюстрема

Филистимляне (евр. Плиштим) вышли из Каслухима, в Египте (Бытие 10:14); это место понимают следующим образом: филистимляне были семиты, пришельцы из Аравии и некоторое время жили среди народа каслухим в Египте. Филистимляне часто называются необрезанными (египтяне же обрезывались); израильтяне, которые нуждались в переводчиках при переговорах с египтянами, никогда не пользовались таковыми в сношениях с филистимлянами. Некоторые думают, что филистимляне дали название городу Пелузиуму и также пелузийскому рукаву Нила. Из Египта они вышли в южную часть Ханаана, еще до Авраама (Бытие 21:32), в то время, как другое родственное племя Кафторим поселилось на острове Крит и оттуда в позднейшее время переправилось на Палестинское побережье, к северу от Газы (Амос 9:7, Иеремия 47:4). Оба племени впоследствии получили общее название филистимлян, хотя название телохранителей Давида, хелефеи и фелефеи, напоминает о двух переселившихся народах. Филистимляне и критяне часто упоминаются вместе (Ср. 1-я Царств 30:14, Иезекииль 25:16, Софония 2:5).

У филистимлян уже во время Авраама были цари и крупные города (Бытие 20:2, Бытие 21:32). После выхода из Египта Бог не повел Израиль через их землю, чтобы не раскаялся народ из-за боязни войны (Исход 13:17). Их область была намечена для колена Иудина (Иисус Навин 15:45), но во время Иисуса Навина у филистимлян ничего не было взято (Иисус Навин 13:2); впоследствии филистимляне большей частью были совершенно независимыми, являясь как бы занозой в боку Израиля. Долгое время, начиная от Судей до Саула включительно, они притесняли народ Божий. Их победителями были Самегар (), Самсон ( и дал.), Самуил (1-я Царств 7:1) и Саул (1-я Царств 14:47), хотя они не могли совершенно покорить их. Во времена Саула филистимляне до такой степени разорили израильтян, что те не имели ни одного собственного кузнеца и должны были ходить к филистимлянам оттачивать топоры и другие орудия (1-я Царств 13:19 и дал.). Они сохранили независимость до времени царя Давида, который покорил их (2-я Царств 5:17, 2-я Царств 8:1, 2-я Царств 21:5, 2-я Царств 23:9 и дал.). Из филистимлян Давид набрал себе телохранителей, которые остались верны ему в несчастии (2-я Царств 15:18 и дал.). После Давида филистимляне не тревожили израильтян до царствования Иорама, при котором они снова восстали (2-я Паралипоменон 21:16). Озия успешно воевал с ними (2-я Паралипоменон 26:6 и дал.). Во времена Ахаза они производили опустошения в Иудее (2-я Паралипоменон 28:18). Езекия снова усмирил их (4-я Царств 18:8). Во время войн Ассирии с Египтом филистимляне потерпели много бедствий и вместе с народами Сирии, Финикии и Палестины должны были изъявить покорность Навуходоносору. Затем они подпали под власть персов, и впоследствии – под власть Александра Великого, который разрушил Газу, единственный филистимский город, оказавший ему сопротивление. Римляне присоединили филистимские владения к Сирийской провинции. С тех пор филистимский народ исчез, но название их небольшой области Фелешет или Фелистея все еще существует под измененным названием – Палестина. (Так обозначается теперь вся область между Египтом и Ливаном). Филистимляне известны в истории как воинственное племя, занимавшееся в то же время, и земледелием, и ремеслами (Бытие 26:1, , 1-я Царств 13:20, 1-я Царств 17:5 и дал.). Их богами были Дагон и Веельзевул. Жрецов и прорицателей у них было очень много (1-я Царств 6:2, 4-я Царств 1:2, Исаия 2:6). На войну они брали с собой своих идолов; один раз им пришлось оставить их (2-я Царств 5:21). Из рассказов о детях, рожденных от смешанного брака, которые говорили наполовину по-азотски, наполовину по-иудейски (Неемия 13:24) видно, что между их языком и еврейским существовало различие в произношении.

Пророчества о филистимлянах находятся в Иеремия 47:all, Иезекииль 25:15, Амос 1:6 и дал.