Дух Библейский словарь Нюстрема

Дух евр. руах.

1. Дыхание, дух жизни от Бога у людей и животных (Иов 12:10, Иов 27:3, Псалтирь 134:17, Екклесиаст 3:19,21, Екклесиаст 12:7); «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах» (Иов 34:14,15). В этом смысле говорится об испускании духа (От Матфея 27:50). «Тело без духа – мертво» (Иакова 2:26). В вышеприведенных местах слово дух обозначает почти то же, что и душа только в низшем ее значении, напр, «душа живая» в Бытие 1:20,24.

2. Бессмертный дух у человека, благодаря которому он чувствует, думает и хочет, «дух человеческий, живущий в нем» (1-е Коринфянам 2:11), в противоположность плоти или телу (К Колоссянам 2:5, 1-е Коринфянам 6:20, К Римлянам 8:10). В этом значении иногда дух обозначает то же, что и душа в собственном значении этого слова, срав. От Иоанна 12:27 – «Душа Моя теперь возмутилась» с От Иоанна 13:21 «Иисус возмутился духом». Срав. 1-е Коринфянам 5:5, 1-е Петра 4:6, где говорится о спасении духа с 1-е Петра 1:9, где говорится о спасении души и двоякое выражение радости Девы Марии у От Луки 1:46,47. Но более внимательное изучение этих и им подобных мест показывает различие между душой и духом, что ясно вытекает из 1-е Фессалоникийцам 5:23 и К Евреям 4:12, а именно, что душа есть сама личность, а дух – та внутренняя глубина существа, в которую проникает душа. Лютер говорит, что дух – самое высшее и благое в человеке и что, благодаря ему, человек в состоянии объять невидимое и вечное (Бог, вечная жизнь и т.д.) – короче – тот дом, в который вселяются вера и слово Божие.

3. Духовное существо «дух без костей и плоти» (От Луки 24:39). В самом высоком значении это говорится о Боге: Бог есть Дух и Отец духов, От Иоанна 4:24, К Евреям 12:9. Далее, здесь подразумевается личность, отделенная от тела (К Евреям 12:23), «духи» в темнице (1-е Петра 3:19) и, наконец, ангелы, добрые и злые (К Евреям 1:14, Деяния 23:8, От Луки 7:21, От Луки 8:2).

Дух Божий. Дух Святой, Который вначале носился над водою (Бытие 1:2) и затем действовал в слугах Божиих среди Израиля (Числа 11:17,25,29, Исаия 61:1, Исаия 63:10-14), Который безмерно сошел на Иисуса (От Иоанна 3:34); Утешитель, Дух истины, Который исходит от Отца (От Иоанна 15:26) по ходатайству Сына и во имя Его (От Иоанна 14:16, От Иоанна 17:26, От Луки 24:49), Который излился в день Пятидесятницы (Деяния 2:33) и Который все еще запечатлевает верующих (К Ефесянам 1:13, К Ефесянам 4:30). По существу Он один, но различен в своих проявлениях, отчего и говорится «о семи духах Божиих», которые стоят перед Его престолом (Откровение 1:4, Откровение 4:5, Откровение 5:6, Срав. Захария 3:9, Захария 4:6,10).

4. Духовный дар, духовная сила, духовная жизнь, «рожденное от духа есть дух» (От Иоанна 3:6). Согласно этому, говорится о духе пророчества, духе мудрости, духе молитвы, духе силы, любви и целомудрия (2-е Тимофею 1:7), «о духе усыновления» (К Римлянам 8:15) и т.д. Иногда в Писании Дух Божий не различается от тех даров, которыми Он наделил верующих, (срав. Числа 11:17,25,29). Мы имеем вернейшее обетование о том, что Св. Дух дается всем просящим Его (От Луки 11:13), а также не менее серьезные предупреждения: «не оскорбляйте Св. Духа Божия» (К Ефесянам 4:30), «Духа не угашайте» (1-е Фессалоникийцам 5:19). Наоборот, сказано: «возгревай дар Божий, который в тебе» (2-е Тимофею 1:6). «Запечатление духом» называется дар Духа Св., который имеют верующие (2-е Коринфянам 1:22, 2-е Коринфянам 5:5, К Ефесянам 1:3, К Ефесянам 4:30). Срав. «Залог». С другой стороны, в детях мира сего действует другой дух, противоположный духу Божию (К Ефесянам 2:2): дух рабства К Римлянам 8:15), дух усыпления (К Римлянам 11:8), дух боязни и заблуждения (2-е Тимофею 1:7, 1-е Иоанна 4:6).

Относительно многообразия тех духов, которые с различных сторон стремятся воздействовать на верующих, нужно иметь дар различения духов, о чем говорится в 1-е Коринфянам 12:5,10. Совет «испытывать духов» находится в 1-е Коринфянам 14:29, 1-е Иоанна 4:1, 1-е Фессалоникийцам 5:21.

5. Дух немощи (От Луки 13:11), злой дух, который проявлял свою силу над душою и телом скорченной женщины до тех пор, пока Господь не освободил несчастную (От Луки 13:16).