Давид Библейский словарь Нюстрема

Давид т.е. возлюбленный.

1. Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055–1015 г. до Р.Хр. Его история подробно описана в 1-я Царств 16:11-я Царств 31:1, 2-я Царств 1:1, 3-я Царств 1:1, 3-я Царств 2:1, и в сокращенном виде в 1-я Царств 11:11-я Царств 29:1. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1-я Царств 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. Давид очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (1-я Царств 16:21). Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу.

Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2-я Царств 2:4); после семилетнего враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царем, и он был помазан в 3-ий раз. Давид покорил Иерусалим и поселился там (2-я Царств 5:3 и дал.). Он был родоначальником дома Давидова, царствовавшего до падения Иудейского царства. Давид приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2-я Царств 6:all); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2-я Царств 8:1, Бытие 15:18, Иисус Навин 1:4). Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2-я Царств 7:1). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2-я Царств 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2-я Царств 11:12, Псалтирь 50:1). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями. В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2-я Царств 15:1), Савея (2-я Царств 20:1) и Адонии (3-я Царств 1:1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т.п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание Давида Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2-я Царств 22:1, 2-я Царств 23:1) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе Давидовом» (3-я Царств 2:10,11). Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2-я Царств 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида». Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, – настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Псалтирь 22:1, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2-я Царств 23:1). Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии – «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на Псалтирь 109:1 в От Матфея 22:43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деяния 2:25 и дал., Псалтирь 15:1).

2. Давидом также называется великий обещанный Царь, т.е. Мессия (Иеремия 30:9, Иезекииль 34:23 и дал., Осия 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (От Марка 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иеремия 22:2,4) и имеет ключ Давида (Откровение 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизмерной милости Божией обещанной Давиду (Исаия 55:3, 2-я Царств 7:12 и дал.), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Псалтирь 88:4,5,21,36,50, Иеремия 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деяния 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном Давидовым (От Матфея 1:1, От Марка 10:47, От Луки 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид (Захария 12:8).