Броня, Война Библейский словарь Нюстрема

Броня,

Войнаевр. мильхама. После 40-летнего хождения по пустыне израильтяне вступили в Ханаанскую землю, как воинственное племя. Все мужчины, начиная с двенадцатилетнего возроста, были обязаны носить оружие. Когда колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино хотели поселиться к востоку от Иордана, то это было разрешено им при условии, что они вместе со своими братьями перейдут реку и помогут им завоевать землю (Числа 32:16 и дал.). С оружием в руках израильтяне должны были отвоевывать каждую пядь Ханаанской земли. Во времена судей они вели беспрерывные войны с разными врагами. Войска набирались путем всеобщего народного ополчения, но такой набор охватывал не всю страну, а только ту область, которой грозила опасность. Так, Аод собрал колено Ефремове, Варак – Неффалимово и Завулоново; Гедеон выступил с коленом Манассииным и т.д. Вскоре после воцарения Саула было набрано всеобщее народное ополчение, составившее 330 000 человек, с целью помочь Иавису Галаадскому, осаждаемому аммонитянами (1-я Царств 11:1).

Постоянные войска стали необходимы во время правления царей. Уже Саул имел небольшой отборный отряд в 3000 человек, который он при необходимости увеличивал (1-я Царств 13:2, 1-я Царств 14:52, 1-я Царств 24:3, 1-я Царств 26:2). Давид также имел особых телохранителей-хелефеев и фелефеев (2-я Царств 8:18) и отряд храбрых воинов в количестве 600 человек (1-я Царств 23:13, 1-я Царств 25:13, 2-я Царств 16:6, 2-я Царств 20:7, 3-я Царств 1:8). Их казармами, может быть, был «дом храбрых», о котором упоминается у Неемия 3:16. По 1-я Паралипоменон 27:1, регулярные войска Давида достигали 288 000 человек и делились на 12 частей, которые несли службу поочередно в течение месяца; над войсками начальствовали 12 главных героев царя. Но число людей, способных к войне во времена Давида, достигало 1 300 000 человек (2-я Царств 24:9) или 1 570 000 (1-я Паралипоменон 21:5). В дальнейшем упоминается об огромных отрядах воинов. См. «Израильские», цари и страна.

Кавалерия и военные колесницы, которыми пользовались египтяне, были неподходящи в гористой Палестине, но все же они были в употреблении. Цари и начальники сидели на колесницах и окружали себя всадниками, но всетаки главные силы еврейского войска состояли из пехоты, делившейся на тяжело вооруженных (мечом, копьем и секирой) и легко вооруженных (луком и пращей). Соответственно современному делению войска на полки и роты, еврейское войско делилось на тысячи, сотни и полусотни под командою соотвествующих начальников. Срав. 1-я Царств 8:12, 1-я Царств 17:18, 1-я Царств 18:13, 1-я Царств 22:7, 4-я Царств 1:9 и дал.

Оружие – евр. нешек. Оружие употребляли как для нападения, так и для защиты. Для первой цели служили меч, копье и секира – для тяжеловооруженных и праща с луком – для легковооруженных. О внешнем виде оружия древних мы определенно ничего не знаем. У египтян и ассирийцев были, по памятникам, мечи различной формы: частью длинные заостренные с обеих сторон, частью кривые, заостренные с одной стороны. Меч Аода был длиною в локоть (около аршина), прямой и обоюдоострый (). Копья состояли из деревяного древка с острым железным наконечником. Таким копьем Саул бросал в Давида и Ионафана (1-я Царств 18:11, 1-я Царств 20:33). У Голиафа было медное копье, «и древко копья его, как навой у ткачей, а самое копье его в 600 сиклеи железа» (1-я Царств 17:6 и дал.). Секира, которая была в употреблении у некоторых древних народов, упоминается, повидимому у Иеремия 51:20 (евр. маппец), в русском переводе молот.

Лук – евр. кешет. Лук в руках древних был ужасным орудием. Ииуй натянул лук рукою своей и поразил Иорама между плеч его и прошла стрела сквозь сердце его (4-я Царств 9:24). Луки пехотинцев были 1,5 и более метров длины, иногда из двойного дерева, металла или рога; тетива изготовлялась из бычачьих или верблюжых кишок. Стрелы делали из дерева или тростника с металлическим наконечником и пером на другом конце; иногда их отравляли или обвертывали горючим материалом, который зажигали перед выстрелом. «Свои стрелы делает палящими» (Псалтирь 7:14). Срав. также Иов 6:4, К Ефесянам 6:16. Не менее опасна была праща с камнями, особенно в таких руках, как Давид и вениаминитян (, 1-я Царств 17:48 и дал., 1-я Паралипоменон 12:2).

К военным колесницам, согласно памятникам, иногда приделывали длинные острые ножи, на подобие кос (Наум 2:3 и дал.). Эти колесницы имели почти полукруглую форму и были открыты сзади; в них запрягали по две лошади. В повозке стоял воин, вооруженный луком и копьем, рядом с ним возница (3-я Царств 22:34). Изредка там помещался третий человек, державший щит своего господина и помогавший ему в случае нужды (4-я Царств 9:25, евр. шалиш, т.е. третий человек). Колесницы упоминаются часто в В. Завете. Фараон преследовал Израиля с 600 колесницами (Исход 14:7); у хананеев были железные колесницы (Иисус Навин 17:18, ); Иавин располагал 900 железными колесницами (); Филистимляне во времена Саула имели 30 000 колесниц (1-я Царств 13:5). Закон запрещал Израилю держать много лошадей (Второзаконие 17:16), но царская власть стала выше закона (1-я Царств 8:11) и Соломон имел до 1400 колесниц и 12 000 всадников (3-я Царств 10:26). Лошадей покупали, большей частью, в Египте. Срав. обличительную речь пророка (Исаия 2:7, Исаия 31:1 и дал.). Средством защиты, которое после изобретения пороха утратило прежнее значение, служил шлем для головы (2-я Паралипоменон 26:14, К Ефесянам 6:17), сделанный из кожи, металла и т.п.; по форме круглый, продолговатый или остроконечный, украшенный сверху пером или султаном. Грудь и туловище защищались броней из металлических пластинок или чешуек, нашитых на кожу, или же панцырем из железных колец (1-я Царств 17:5). Саул одел Давида в медный шлем и броню (1-я Царств 17:38). Поверх этого вооружения опоясывались поясом. Ноги защищались латами. У Голиафа были медные латы (1-я Царств 17:6). Особенно важное значение имел щит, о котором очень много говорится в Св. Писании. Воин носил щит на левой руке, или же щит нес его оруженосец. «И перед ним шел его оруженосец», сказано о Голиафе (1-я Царств 17:7). Древние пользовались большими продолговатыми щитами, которые прикрывали все тело, а также маленькими круглыми для защиты верхней части тела. Евреи также отличали большие щиты, «цина», от маленьких, – «маген». Оба вида щита упоминаются в молитве Давида (Псалтирь 34:2, евр. текст). Щиты делались из дерева или плелись из прутьев и обтягивались кожей или металлической пластинкой. Были также щиты из толстой кожи, пропитанной маслом (2-я Царств 1:21). Приблизительно таково было вооружение еврейских воинов. Воины Давида были люди «мужественные, воинственные, вооруженные щитом и копьем; лица львиные – лица их, и они быстры, как серны на горах» (1-я Паралипоменон 12:8). «Озия вооружил своих 307.500 воинов щитами, и копьями, и шлемами, и луками, и пращными камнями» (2-я Паралипоменон 26:14).

В древние времена, обыкновенно, не начинали воины, «не вопросив Господа» () через первосвященника (, 1-я Царств 28:6) или чрез кого-нибудь из пророков (3-я Царств 22:6, 2-я Паралипоменон 18:4). Израильтяне охотно брали на войну ковчег завета (Числа 10:35, 1-я Царств 4:3 и дал., 2-я Царств 11:11). Иногда они приносили Богу жертву до начала сражения (1-я Царств 7:9, 1-я Царств 13:9).

Походы начинались обыкновенно весною и оканчивались до наступления зимы (2-я Царств 11:1, 3-я Царств 20:22). Относительно ведения воины в законе было дано несколько замечательных правил. Перед началом сражения священник должен был ободрять солдат и укреплять их в мужестве и уповании на Бога. Затем военачальники должны были освободить от военной службы тех, кто построил себе новой дом, но еще не жил в нем, или тех, кто посадил виноградник, но еще не ел от его плодов; также тех, кто обручился с невестой, но еще не вступил в брак; или только что женившегося и не прожившего с женой года (Второзаконие 24:5); и, наконец, начальники должны были предложить всем трусливым или малодушным возвратиться домой, чтобы братья их не заразились от них трусостью (Второзаконие 20:1 и дал.). Выступали на врага по сигналу данному священными трубами (Числа 10:9, 2-я Паралипоменон 13:12 и дал.), иногда с песнями славословия (2-я Паралипоменон 20:21). Сражение, вероятно, начинал легкий отряд, за которым следовали тяжело вооруженные войска. С воинским криком, громом и шумом они устремлялись в бой ( и дал.) и дикая рукопашная схватка уносила массу человеческих жизней (2-я Паралипоменон 28:6). Мы читаем о некоторых замечательных примерах личной храбрости, об Ионафане и его оруженосце, обративших в бегство филистимский отряд (1-я Царств 14:all), о единоборстве Давида с Голиафом (1-я Царств 17:1) и о подвиге тех героев, которые, пробившись сквозь неприятельский стан, принесли воды из Вифлеемского источника (2-я Царств 23:14 и дал.). Из некоторых мест Писания видно, что нападали с трех сторон: – в центре и обоих флангов (Книга Судей 23:20, 1-я Царств 11:11, 2-я Царств 18:2). Название «крылья» обозначающее фланговые части войска, встречается у Исаия 8:8. Нередко устраивали засады, ловушки, ночные нападения и т.п. (Иисус Навин 8:2,12, 2-я Паралипоменон 13:13, и дал.). Бегущего врага преследовали до тех пор, пока трубный звук не давал сигнала для прекращения боя (2-я Царств 2:28, 2-я Царств 18:16).

Для взятия укрепленных городов или крепостей, а также для защиты их, существовали особые приспособления. В древности все значительные города были окружены стенами, нередко весьма высокими, с воротами и засовами из железа или меди. Местами на стенах возвышались башни, с которых защитникам было легче поражать врагов. Иногда стены были окружены рвом с водой, который в значительной мере затруднял приступ. Осаждаемый город должен был прежде всего усилить укрепления и запастись водой и провиантом. Если источники воды были расположены вне города, то их засыпали или, если это было возможно, отводили воду. Так сделал Езекия во время осады Иерусалима (2-я Паралипоменон 32:3,4,30). Кроме обычного оружия защитники запасали на стенах большие камни, которые сбрасывали на врагов, а также устанавливали метательные орудия, так называемые катапульты и баллисты, т.е. огромные луки, которые натягивались при помощи особого приспособления; из такого орудия метали в неприятеля большие стрелы, копья, бревна, камни и свинцовые ядра. Так царь Озия «сделал в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней» (2-я Паралипоменон 26:15). Осаждающие, со своей стороны, также пользовались подобными машинами, особенно для того, чтобы бросать на город горючие вещества; кроме того, они возводили земляные валы вокруг города, иногда настоящие стены с укреплениями и башнями, с которых стреляли в город. Были также подвижные башни на колесах, которые по мере надобности перевозились с места на место. Орудием разрушения служил также большой крюк, которым стаскивали камни, людей или разрушали стены города. Посредством штурмовых лестниц взбирались на стены, при этом происходили кровавые рукопашные схватки, сопровождавшиеся большими потерями. Ассирийские памятники часто показывают нам подобного рода картины. Самой ужасной из всех осадных машин был так называемый таран или стенобитная машина. Таран представлял длинное тяжелое бревно, имевшее с одного конца железное изображение бараньей головы. Это бревно висело горизонтально на канате или цепи и могло раскачиваться. Часто его привешивали в подвижной башне, которая охраняла работавших тараном. Раскачивая таран, били железной головой в стену до тех пор, пока та не проламывалась или не рушилась. Иезекииль живописно рисует осаду Иерусалима: «ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и расставь кругом против него стенобитные машины» (Иезекииль 4:1 и дал.).

Осада могла продолжаться очень долго. Часто голод решал исход дела. Азот около 630 года до Р. Хр. осаждался в течение 29 лет. Иерусалим был взят Навуходоносором в 588 году до Р.Хр., после, приблизительно, полуторагодичной осады (Иеремия 52:1). Александр Великий в продолжение 7 месяцев осаждал Тир в 332 г. до Р. Хр.

Относительно осаждаемых городов закон Моисея давал такие предписания: если город не соглашался на предлагаемый ему мир, то, после его взятия, избивали всех мужчин, оставляя в живых женщин, детей и скот. Но если город принадлежал хананеям, то не щадили не одной души (Второзаконие 20:10 и дал.). Во время осады было воспрещено истреблять для постройки укреплений плодовые деревья около города, ибо от них «можно питаться» (Второзаконие 20:13 и дал.). Не удивительно, что о народе, имевшем такие законы, распространялся слух, как о милостивом на войне (3-я Царств 20:31). Но такое отношение еврейского народа к врагам нам представляется ужасным и бесчеловечным. Покоренным отрубали головы, перепиливали их, замучивали и т.п. Менаим разрубил всех беременных женщин в Типсаха (4-я Царств 15:16, сравни «Пленники»). Подобное бесчеловечие, как, напр., рассечение беременных женщин или обесчещивание девушек, разбивание о плиты детей, избивание железными молотилами пленников и т.п., совершалось постоянно по отношению к израильтянам разными языческими народами: сириянами (4-я Царств 8:12, Амос 1:3); ассирийцами (Осия 10:14, Осия 14:1); халдеями (Исаия 13:16, Наум 3:10) и аммонитянами (Амос 1:13). Ассирийские рисунки дают понятие о подобных казнях со всеми подробностями.

Победа праздновалась радостными криками и хвалебными песнями. Возвращающихся воинов встречали с пением, музыкой и танцами (2-я Паралипоменон 20:26 и дал., 1-я Царств 18:6 и дал.). В память победы вешали в святилище оружие, отнятое от врагов (1-я Царств 21:9, 1-я Царств 31:10, 1-я Паралипоменон 10:10, 4-я Царств 11:10). Войны и воинское оружие часто встречаются в символических оборотах речи Библии и все они легко понятны. Человеческая жизнь с ее трудностями уподобляется военной службе (Иов 7:1, евр. т.); призвание христианина часто рисуется картинами, взятыми из военной жизни. Павел описывает «всеоружие Божие», в которое верующий должен облечься (К Ефесянам 6:13 и дал.); пояс истины, броню праведности, обувь – готовность благовествовать мир, щит веры, шлем спасения и меч – слово Божие. «Благодарение Богу», говорит он, «Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2-е Коринфянам 2:14). Бог Сам хочет быть крепостью и щитом для Своего народа (Псалтирь 17:2,3. Срав. Псалтирь 143:1 и дал.); уже Аврааму Бог говорит: «Я твой щит» (Бытие 15:1. Срав. Псалтирь 5:13, Псалтирь 83:12). Последнее решительное сражение между царствами света и тьмы рисуется также кровавыми красками войны (Откровение 14:20, Откровение 16:14, Откровение 19:11 и дал.).