Братья Иисуса Библейский словарь Нюстрема

Братья Иисуса. В духовном смысле всех исполнителей воли Отца Небесного Иисус Христос называл братьями как до Своего воскресения (От Матфея 12:48 и дал., От Марка 3:33 и дал., От Луки 8:21), так и после него (От Матфея 28:10, От Иоанна 20:17). «Он не стыдился называть их братьями» (К Евреям 2:11, сравни К Ефесянам 2:19, К Евреям 3:6). Кроме того во многих местах говорится о братьях Господних в буквальном значении этого слова. По От Матфея 12:46, От Марка 3:31 и От Луки 8:19, Матерь Его и братья Его пришли и хотели говорить с Ним; затем по От Матфея 13:55 и дал. и От Марка 6:3, жители Назарета выражали свое презрение к Нему, как плотнику и сыну плотника, все родство которого они хорошо знали: 4-х Его братьев – Иакова, Иосию, Симона и Иуду и, по крайней мере, трех Его сестер («все сестры Его», От Матфея 13:53). По От Иоанна 2:12, Матерь Иисуса и братья Его последовали за Ним из Каны Галилейской в Капернаум; – братья Его не верили в Него (От Иоанна 7:5), но в Деяния 1:14 видим уже обратное: там сказано, что 11 апостолов, Мария, Матерь Иисуса, и братья Его пребывали вместе в молитве и молении. В 1-е Коринфянам 9:5 Павел говорит об апостолах и братьях Господних (которые были женаты). Из всех этих мест ясно, что братья Иисуса по плоти не верили в Него во время Его земной жизни, но чудо воскресения открыло им глаза и они уверовали. Впоследствии, как известно, один из них, Иаков, занимал выдающееся положение между свидетелями Воскресшего. Павел в послании к К Галатам 1:9 называет Иакова, брата Господня, одним из апостолов. См. «Апостол»

Многие до сих пор утверждают, что братья и сестры Иисуса были Его двоюродными братьями и сестрами – детьми Клеопы и Марии, сестры Матери Иисуса; но почему же мы их встречаем постоянно вместе с Матерью Иисуса? И как Иоанн мог сказать, что и братья (двоюродные?) не веровали в Него, если один из них, Иаков, сын Алфея, или – то же – Клеопы, был Его апостолом? Высказывается также мнение, что эти братья были сводными братьями Иисуса, детьми Его названного отца Иосифа от первого брака. Такой взгляд является следствием давно установившегося представления о недопустимости мысли, чтобы та, которая родила Святого, после этого могла еще иметь детей. Против этого указывают на выражение евангелистов «Она родила своего Первенца». (От Матфея 1:25, От Луки 2:7).