Бес Библейский словарь Нюстрема

Бес греч. Даймон или Даймоннон, обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику – дьяволу, «князю бесовскому» (От Матфея 9:34). Слово даймон или демон у греков имело значение божества без присоединения к нему понятия «злого». Так, напр., философы в Афинах в недоумении говорили: «кажется, он проповедует о чужих божествах (демонах), слыша проповедь Павла об Иисусе» (Деяния 17:18). Но новозаветные авторы всегда употребляют это слово в значении «беса». По словам Павла, язычники приносят жертву не Богу, а бесам (1-е Коринфянам 10:20). Иаков говорит, что «бесы веруют и трепещут» (Иакова 2:19). По От Матфея 8:29 и дал. они с трепетом ожидают будущего суда. Три первых Евангелия приводят много примеров исцеления Иисусом бесноватых, т.е. имевших в себе бесов (От Луки 8:27) или «нечистого духа бесовского» (От Луки 4:33). Эти больные терпели сильные мучения от злых духов: духи помрачали их ум, и терзали их до того, что одержимые, испуская пену, падали на землю (От Луки 4:35, 8:27, 9:39 и дал.). Бесноватые были даже опасны (От Матфея 8:28). Бесноватость не была обыкновенной болезнью, это ясно видно из различных подробностей евангельского повествования, в котором бесноватые отличаются от телесно больных (От Матфея 4:24, От Марка 1:32, От Луки 6:18). Демоны, вселившиеся в человека, говорят от своего лица, знают больше, чем люди и почитают Иисуса не только за «сына Давидова», как это делали и люди, но за «Мессию, Сына Божия» (От Матфея 8:29, От Марка 1:24, От Марка 5:7, От Луки 4:41 и т.д.). Христос в присутствии народа называет этих больных бесноватыми, а в тесном кругу учеников, говорит об условиях и средствах для их изгнания (От Матфея 17:19 и дал.); Срав. От Луки 10:18 и дал.; От Матфея 12:28 и дал., где Он определенно говорит о Своей силе и власти над князем бесовским и его слугами. Ученик Христа, Иоанн, также знал об этих духах злобы; в От Иоанна 13:27 он говорит об Иуде: «после сего куска вошел в него сатана». Впрочем, по свидетельству всех четырех Евангелий, враги Иисуса говорили о Нем, что Он был одержим злым духом или демоном (От Матфея 9:34, 12:24, От Марка 3:22, От Луки 11:15, От Иоанна 7:20, 8:48, 10:20). Это обвинение коснулось и Иоанна Крестителя (От Матфея 11:18, От Луки 7:33). Рассказы о том, как Иисус исцелял бесноватых и избавлял их от власти демонов, показывают нам Его, как могущественного победителя мира духов. Заметьте свидетельство Иоанна в 1-е Иоанна 3:8, что разрушение дел дьявола и было целью воплощения Сына Божия. Иисус не исцелял при помощи колдовства или таинственных средств, как чародеи, но силою Своей личности, Своей святой волей и могущественным словом. Он указывает своим ученикам, что власть изгонять бесов даруется свыше молитвой и постом (От Марка 9:29, От Матфея 17:19 и дал.). Эта сила противоположна часто механическому употреблению имени Иисуса в качестве заклинания (Ср. От Матфея 7:22, Деяния 19:13, От Луки 9:49).